Как начиналась история училища технического рисования барона Александра Штиглица
Проходящая в эти дни в Дальневосточном художественном музее выставка «Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица — из XIX в XXI век» знакомит посетителей с работами преподавателей и выпускников учебного заведения, история которого уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентоспособной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства. Основателем его был барон Александр Людвигович Штиглиц (1814—1884) — крупный промышленник, банкир и выдающийся меценат.
Российская история семьи Штиглиц началась в конце XVIII века, когда немецкие коммерсанты братья Николай и Бернгард решили покинуть родину и попытать счастья в далекой Российской империи. Удача им улыбнулась: Бернгард занялся торговлей зерном и скоро разбогател, Николай во время войны 1812 года занимался поставкой продовольствия для русской армии, за что был пожалован дворянским званием.
В 1802 году в Санкт-Петербурге объявился третий Штиглиц — младший брат Людвиг, или, как его стали именовать в России, Людвиг Иванович (1789-1843).
Ему и предстояло стать отцом самого известного представителя этой фамилии — барона Александра фон Штиглица. Как и старшие братья, Людвиг Штиглиц занимался торговлей, но приоритетной для него была финансово-кредитная сфера. Ко времени рождения Александра в 1814 году Людвиг, уже подданный Российской империи и купец первой гильдии, был главой банкирского дома «Штиглиц и Ко». В 1819 году стал придворным банкиром императора Александра I и выступал посредником в организации внешних займов. В 1826 Николай I возвел банкира и его потомство в баронское достоинство Российский империи.
Александр получив классическое домашнее образование, был послан учиться в Дерптский университет, где проявил большие способности к науке. Он увлекался древними языками, живописью, литературой. По окончании университета молодой человек много путешествовал по Европе, в 1840 году вернулся в Россию.
Людвиг Иванович скоропостижно скончался от апоплексического удара в возрасте 63 лет. Александр остался основным наследником всего многомиллионного состояния, торгового дома и баронского титула. В завещании отца говорилось:«Имение, которое тебе оставляю…весьма значительно, имя, которое ты носишь, второй для тебя капитал…Сохрани это имя, дабы оно перешло и к тем, которых однажды после себя оставишь...».
Такой поворот судьбы был неожиданным для юноши, готовившегося заниматься наукой и искусством. Но ему удалось добиться дальнейшего процветания банкирского дома. В 1840—1850 годах Александр Штиглиц успешно реализовал за границей несколько займов на строительство Николаевской железной дороги, соединивший Москву и Петербург. При его участии во время Крымской войны (1853-56 гг.) были получены значительные внешние займы.
Барон много занимался благотворительностью — содержал детский приют в Коломне, Чесменскую военную богадельню, глазную лечебницу на Моховой.
Но главным его делом, благодаря которому имя барона Штиглица известно до сих пор, стало создание Центрального училища технического рисования. В то время русская промышленность требовала все больше квалифицированных специалистов с художественным образованием на предприятиях, создающие предметы декоративного убранства — мебель, светильники, зеркала, драпировочные и обивочные ткани, обои, изделия из фарфора и стекла, художественные изделия из металла. Таким образом, создание училища было подготовлено временем, и дальновидный промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц это хорошо понимал.
Он передал в министерство финансов 1 млн. руб. серебром для устройства и содержания в Петербурге учебного заведения нового типа. Оно было построено в Соляном городке в Петербурге, и открыло свои двери для студентов в конце 1870-х годов. Здесь начали готовить художников декоративно-прикладного искусства, а также учителей рисования и черчения.
Первым директором училища стал Максимилиан Егорович Месмахер, русский архитектор немецкого происхождения. Он набрал в штат лучших педагогов, ввел строжайшую дисциплину, но от желающих отбоя не было. Месмахер считал, что студентов училища должны окружать реальные примеры, демонстрирующие как развивалось прикладное искусство от самых древних веков. Так в училище началось собирание коллекции предметов искусства, которая превратила это место в музей.
Неоценимую роль в формировании музея и библиотеки сыграл Александр Александрович Половцов (1832—1909) — действительный тайный советник, Государственный секретарь, фабрикант и зять барона Штиглица. Будучи экспертом и увлеченным коллекционером, он приобретал коллекции западноевропейских рисунков для библиотеки училища. Некоторые из 32 рисунков, переданных в коллекцию ДВХМ, представлены на выставке.
Училище обладало крупнейшим в России музеем декоративно-прикладного искусства, куда входили в том числе находки Генриха Шлимана, сделанные им в легендарной Трое. Он передал через А. А. Половцова 180 артефактов музею училища. Среди них был и миниатюрный аттический лекиф, представленный в экспозиции вместе с лекифом из коллекции Алексея Александровича Бобринского, лично участвовавшего в археологических раскопках на юге России.
Значительные успехи учеников училища и его растущая популярность убедили А. Л. Штиглица в том, что трата средств и сил на создание этого учебного заведения не была напрасной. Желая упрочить финансовое положение своего детища и дать ему возможность дальнейшего развития, Штиглиц в 1884 г. незадолго до смерти завещал училищу 9 млн руб. Новое пожертвование сделало его самым состоятельным учебным заведением России. Стало возможным более свободное расходование средств на пополнение собраний библиотеки и музея, совершенствование учебного процесса, организацию пенсионерских поездок за границу и экспедиций по стране, приглашение талантливых педагогов.
С 1885 по 1895 год по проекту М.Е.Месмахера было построено здание музея художественно-прикладного творчества и библиотеки. В этом проекте архитектор выступил как зодчий, как педагог, как управленец и как художник. Месмахер создал новый для России тип музейного здания с продуманной системой освещения. Поскольку осмотр музея происходил в дневные часы, главный выставочный зал, занимающий треть общей площади, освещается естественным дневным светом через двойной стеклянный купол.
Дальнейшая судьба Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица была непростой — реорганизации, восстановление после блокады Ленинграда, переименования, возвращение уже в наше время имени его основателя… Сегодня это один из ведущих художественных ВУЗов в нашей стране, сохраняющий традиции, и устремленный в будущее.
Боброва Е.А., сотрудник научно-просветительского отдела ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен