Оскара Рабина по праву называют лидером, а сейчас уже и классиком нонконформизма — неофициального искусства, возникшего в Советском Союзе в конце 1950-х. Наиболее радикальным это движение было в 1960-х годах, а Оскар Рабин принадлежит именно к поколению шестидесятников.

Творчество Рабина совершенно противоположно так называемому единому творческому методу, который сложился в официальном искусстве того периода. Метод подразумевал единство содержания и формы, которые должны были служить делу прославления существующего строя во всех его проявлениях. Это касалось прежде всего темы, художественного стиля и жанров.

После создания в 1931 году Союза художников СССР реализм и академизм стали основополагающими для главного стиля Страны Советов, который был назван советским реализмом. В довоенный период сложилась система критериев оценки работ художников и закрепились определенные каноны, условно говоря, «правильной» советской живописи, которая соответствовала идеологическим установкам строителей коммунизма. Большое значение отводилось не только художественным особенностям картины, но и ее социальной значимости, которая должна была отвечать классовым интересам победившего пролетариата.

Социальный заказ государства на произведения художников подкреплялся отлаженной системой управления через ряд учреждений, главными из которых были Министерство культуры, Академия художеств и Союз художников. Основным жанром официального искусства стала тематическая картина, которая представляла советского человека, успешно строящего коммунизм.

Свободного художественного рынка в СССР на тот момент не было, поэтому выполнение работ, отвечающих идеологии, было непременным условием не только присутствия в художественной среде, но и просто выживания.

Творчество мастеров, которые получили профессиональное образование в рамках сложившейся системы и состояли в Союзе художников СССР или в его дочерних республиканских и городских структурах, получило название «официальное искусство». Но и в официальной художественной сфере постепенно начинали происходить изменения, возможно, как зеркальный отклик на изменения политические. Они были связаны со сменой поколений художников, новым видением реальности и новыми художественными методами, необходимыми, чтобы выражать дух времени.

О.Я. Рабин - Alors_ je suis alle la tuer. (Итак_ я пришел ее убить)

Оскар Рабин принадлежит к поколению, отрочество и юность которого пришлись на военные годы, с другой стороны, его современники — художники, которые сформировались под влиянием разнообразных течений, сложившихся в послевоенное время и олицетворявших бурные годы хрущевской оттепели.

Холодной зимой 1942 года умерла мать Рабина, отец Оскара умер ещё до войны. Осенью 1942 года Оскар Рабин знакомится с Евгением Леонидовичем Кропивницким и начинает посещать занятия под его руководством в художественной студии Дома пионеров.

После трагических военных и первых послевоенных лет, полных скитаний, голода, переездов без паспорта из Москвы в Ригу и обратно, попыток самоубийства, учебы в Рижской академии художеств и Суриковском институте (ни одно из этих учебных заведений не было закончено), Рабин снова оказывается в кругу Евгения Кропивницкого и в 1950 году женится на его дочери Валентине.

Под влиянием Кропивницкого Оскар Рабин сплавил в своих работах поэтический сюжет и экспрессивную выразительность, создав тем самым собственный индивидуальный образный язык.

В 1978 году Оскар Рабин вместе с семьей поехал по гостевой визе во Францию. Эта поездка оказалась путешествием в один конец. Через полгода Рабин был лишен гражданства, семья осталась с ним. Лишь в 2002 году художнику был возращен российский паспорт.

В более поздний период художник все больше увлекается коллажем, однако и коллаж Рабина по своей природе живописен, как были живописны его ранние работы, включавшие изображения документов, фотографий, обрывков газет. Они придавали тем самым метафизическим мирам Рабина документальную подлинность, поражали сочетанием великолепия и убогости, заставляли увидеть знакомые предметы в другом измерении.

Анна Романова, методист Дальневосточного художественного музея

В ТЕМУ:
Высланный из Союза и признанный в Париже художник Михаил Шемякин в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен