В Хабаровске обсуждают оценки за поведение школьников
Вопрос о возвращении таковой подняли на заседании Совета по правам человека. При этом президент России Владимир Путин сказал, что не знал об отсутствии этой оценки, действующей во времена СССР. И отметил, что в случае возвращения она должна быть равноценна с другими отметками.
Если решение о введении новой оценки окажется положительным, то она, возможно, будет выставляться ученикам уже с 1 сентября этого года. Но повлияет ли она на что-либо? Да и нужна ли вообще? Вот тут мнения разделились не только у родителей, но и у педагогов.
Немного истории
Оценка за поведение существовала ещё в Российской империи, причём, как в мужской, так и в женской гимназиях. С приходом Октябрьской революции её отменили вместе с другими отметками.
Вновь оценивать поведение учеников стали с 1943 года. Но только год спустя постановлением наркомата просвещения СССР утвердили критерии этой оценки. Так, пятёрка ставилась «за безупречное поведение учащегося», тройка — «за серьёзное нарушение поведения». Если же ученик получал за поведение двойку, поднимали вопрос об его исключении из школы.
Как-то отец рассказал мне, что таких двоек за поведение за всю его учёбу в школе у него было две, но за очень серьёзные провинности. Первый раз из-за его шалости получил травму сосед по парте. Тогда они ещё учились в начальной школе, и двойка обернулась родительской поркой ремнём. Второй проступок оказалась настолько из ряда вон выходящим, что грозил не только исключением из школы, но и уголовным делом для родителей.
Как вспоминал отец, учились они то ли в шестом, то ли в седьмом классе. И по тем временам считались уже вполне созревшими личностями, способными работать наравне со взрослыми. Но проказы-то остались детскими. Одним из развлечений было пулять из бумажных трубочек в одноклассников металлическими «пульками» (маленькими самодельными скобками из проволоки). Вот такой пулькой он и попал в портрет. Да не какой-нибудь, а самого Сталина, что висел над классной доской. И выбил глаз.
Разбирательства закончились тем, что в школе его всё-таки оставили, спасли отличные отметки по всем предметам. А деду моему вынесли выговор по партийной линии и постановили купить новый портрет вместо испорченного. Кстати, пробитый портрет остался висеть в доме моего прадеда, где я его и увидела, и историю эту услышала.

В 1970 году пятибалльную систему заменили на словесные характеристики. Кто учился в школе СССР помнит нижнюю строчку на последнем листке дневника, куда выставляли итоговые оценки: прим. — примерное, хор — хорошее, уд. — удовлетворительное и позорный неуд. — неудовлетворительное поведение.
Высшая оценка означала, что ученик хорошо осваивает программу и активно участвует в школьной жизни. «Удочкой» оценивалось поведение без серьёзных проступков и выполнение основных требований школы. Позорный «неуд» ставили отъявленным хулиганам и двоечникам. А если такая оценка за поведение «назревала» в выпускном классе, ученика могли не допустить к экзаменам. В таком случае вместо аттестата ему выдавали справку о том, что он прослушал школьный курс. И пересдать экзамены можно было только в следующем году.
Училась я хорошо, а вот отличным поведением никогда не отличалась. А потому в моём дневнике в основном стояло «уд» иногда разбавленные «хор». Но в аттестате стоит: «…обнаружила при хорошем поведении следующие знания…»
Оценки за поведение были упразднены во время перестройки, в 1989 году. С тех пор их не ставят ни в журнал, ни в дневник, а потому мои дети выросли уже без «оценочного поведения».
Есть мнение
Первым, у кого я спросила мнение об оценке за поведение, стал мой сын 11-классник.
— Честно говоря, мне всё равно. Я считаю, что это вообще какое-то эфемерное понятие. В младших классах она ещё может повлиять, например, на дисциплину ученика. А старшеклассники уже должны осознанно отвечать за свои поступки, поэтому оценка за поведение на осмысление своих действий уж точно влиять никак не будет, — сказал он.
— Оценка за поведение нужна. Может быть, это хоть как-то поможет усмирить хулиганов на уроках. А то нормальным детям учиться мешают. У моей дочки в классе девочка одна — просто ужас. Ругается на уроках, может встать и ударить кого-нибудь. Появятся оценки по поведению, может, родители хоть как-то среагируют, — говорит мама третьеклассницы Ольга.
— Не вижу смысла в введении такой оценки, — возражает мама двоих детей Наталья. — У меня дочь тоже в начальной школе учится, а сын — старшеклассник. В любое время я могу узнать у классного руководителя, как они себя ведут в школе. А тем детям, которые безобразничают, всё равно, какая у них будет отметка по поведению, так же, как и их родителям.

— Думаю, будет крайне сложно с критериями оценивания поведения ребёнка. По-моему, такие оценки не нужны, но нужна жёсткая система штрафов для родителей детей, которые допускают разные нарушения, — считает учитель начальных классов Наталья Самкова.
— Я вообще против школьных оценок. И оценка по поведению не поможет, если есть нарушения из-за психофизических проблем. Если таких проблем нет, то родителям стоит обратиться к психологу. Поведение, как и учёба, должно быть осознанным. Оценки, может быть, временно и дисциплинируют, но потом свои коррективы внесут в будущее, когда ребёнок вырастет, в сознание взрослого человека, — уверена учитель иностранных языков Дарья Нечаева.
Семейный психолог Ирина Халикова:
— Думаю, идея вернуть в школу оценку по поведению возникла не на пустом месте. Ведь иногда такой беспредел на уроке творится! При этом права ребёнка защищены, а учителя — нет. Поэтому с точки зрения управления поведением ученика, возможно, такая оценка оправдана. Она как-то стимулирует более-менее дисциплину в школе. Но должны быть чёткие критерии оценки. Чтобы и ребёнок, и родители знали, почему «5» или почему «3». И она не должна отличаться от других оценок, например, по биологии или по русскому языку. Увы, любое, даже благое дело, можно обратить в насилие. Нельзя, чтобы оценкой по поведению злоупотребляли, а помогли тем самым ребёнку задуматься: так ли я себя веду, как надо? И это касается не только школы, но и в отношениях родитель — ребёнок, чтобы и здесь не породить насилия.
Вопрос введения в школах оценки за поведение требует детальной проработки и обсуждения с экспертами в обществе, считают в министерстве просвещения.
«Как и любой оценке, ей необходимы соответствующие критерии: как она будет выставляться, и кто ее будет определять, например, это будет учитель или классный руководитель. Мы полностью поддерживаем позицию президента России Владимира Путина, что в случае введения такая оценка должна быть равнозначна другим», — сказано в министерском обращении.
В ведомстве также отметили, что предложение могут внести в разрабатываемую Стратегию развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен