Киноман скажет, что новый спектакль театра драмы напоминает «Неоконченную пьесу для механического пианино» (12+). Молодежь вспомнит, что где-то слышала о спектакле Александра Молочникова «Платонов болит» (18+). А любитель Антона Чехова сразу узнает его раннюю «Пьесу без названия» (16+). Все будут правы, и всех спектакль «Ах, Платонов!» (16+) постарался тронуть за душу. Получилось ли – читайте в нашем материале.

«Ах вы, женщины, женщины»

«Пьеса без названия» – произведение совершеннолетнего Чехова. Оно было найдено после смерти писателя в одиннадцати отдельных тетрадях. Титульного листа не прилагалось, поэтому бытует сразу несколько названий – «Безотцовщина» или «Платонов». Добавив междометие «ах» к названию спектакля, режиссер будто сразу намекает, что эту фразу могут произнести только женщины. А их здесь немало…

В повествовании сложно выделить главного героя. Их минимум пять – сельский учитель Михаил Платонов и четыре женщины, которые, так или иначе, с ним связаны. Потому в диалогах первой части постановки так много внимания уделено рассуждениям о прекрасной половине человечества. От количества колоритных героинь разбегаются глаза. Притягательная генеральша в исполнении актрисы Антонины Белан, чувственная заслуженная артистка Хабаровского края Анна Чеботарева в образе Софьи Егоровны, страстная Ксения Огурцова в амплуа Марьи Ефимовны и любящая Александра Ивановна, раскрытая актрисой Татьяной Малыгиной.

К каждой из них Михаил Платонов попытался найти свой подход. Кстати, его роль попеременно исполняют два артиста драмтеатра Игорь Каербаев и заслуженный артист Хабаровского края Сергей Юрков. Человек, который переживает кризис среднего возраста и периодически чудит в высшем обществе.

За его «талант» испортить любую хорошую встречу некоторые герои его любят, а другие ненавидят. Второе чаще испытывают мужские персонажи, которые чувствуют в бунтаре то ли соперника, то ли возмутителя спокойствия. Прекрасно в роль «вжились» заслуженный артист РФ Евгений Монолатий с его ностальгией по прошлому и Сергей Гвинеев с его чувством юмора на все случаи жизни.

Но за внешней праздностью (как это бывает у Чехова – певца безнадежности) прячется чувство печали по непрожитой жизни. Сам про себя Платонов так и говорит, что он уже «камень лежачий», а значит, с него нечего взять. Это настроение всячески подпитывается цитатами из других произведений Чехова, например, что «никто не хочет любить в нас обыкновенного человека». И только посмотрев правде в глаза, Платонов решается на отчаянные действия, которые приводят людей к фатальным последствиям и выстрелу в порыве чувств…

«Обо всех или ничего, или правда»

Чехова очень сложно испортить, а потому можно только поиграть с формой подачи. И этому художник-постановщик Владимир Колтунов из Москвы уделил достаточно внимания. Зрителя впечатлят декорации старого помещичьего дома с сервантами, скамейками, креслами, напольным зеркалом и шахматами величиной почти с человека. А на заднем плане в приглушенном свете ждет велосипед, педали которого будто крутят для того, чтобы унестись на небо к грезам.

Режиссер-постановщик Алексей Матвеев и балетмейстер Андрей Крылов пошли еще дальше и придали изюминку спектаклю, сделав его похожим по антуражу на фильм «Великий Гэтсби» (2013, 16+). Дело в том, что больше всего дров персонажи наломали в доме генеральши, которая устроила вечеринку. Антонина Белан и заслуженный артист Хабаровского края Никита Туранов не один раз брались за стойки с микрофонами, чтобы спеть для зрителей джазовые композиции. Эти переходы давали возможность выдохнуть и понаблюдать за танцами и красивейшими переливами костюмов.

Кстати, не обошлась постановка и без цыганского табора во главе с Осипом, которого сыграл Василий Казанцев. Он – приказчик генеральши, потакающий ей во всем, что не противоречит его принципам.

Еще Александр Пушкин в своей пьесе «Пир во время чумы» (12+) приметил эту неотъемлемую часть русской жизни. Когда праздность и лоск посиделок неловко маскируют всеобщее горе. Именно неловко, потому что, в конце концов, каждый герой узнал правду друг о друге. Кто-то получил отмщение, другой понял, что его любили только потому, что он муж, а третий получил отказ в браке по расчету.

Отметим поразительную деталь, что историю разыгрывают 16 персонажей и каждый из них, даже самый второстепенный, успел раскрыться перед гостями театра в достаточной мере. Например, еврей Абрам Венгерович, которого на сцене воплотил заслуженный артист Хабаровского края Дмитрий Кишко. Довольно тихий и неприметный человек с богатством, которого обидеть – себе дороже.

В целом, спектакль получился многогранным и достойным не одного просмотра, а нескольких. Благодаря вкраплениям цитат из других произведений классика, улавливается точный посыл произведения. Антон Чехов выразил простую идею несовпадения любви, которую гораздо позже сформулировал современный французский писатель Фредерик Бегбедер: «Я любил, и меня любили, но это никогда не совпадало по времени». Герои пьесы признают этот факт и действуют вопреки обстоятельствам. Ах Платонов

Местами это напоминает печальную клоунаду, в хорошем смысле этого слова, а местами – мелодраму с натянутыми струнами души. Как бы то ни было, все это очень близко хабаровскому зрителю. Кто хотя бы раз испытывал подобные чувства и приходил к печальным выводам? «Жизнь! Отчего мы живем не так, как могли бы?!», – вопрошает герой пьесы. Приходите искать ответ в драмтеатр на ближайший показ спектакля «Ах, Платонов!», который состоится 6 мая.

Фото пресс-службы театра драмы


  • Смотрите как Алтайский ансамбль песни и танца раскрыл душу перед хабаровчанами.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен