Выставка «Окно в Париж» (12+) - очередной совместный и чрезвычайно интересный проект ДВХМ и петербургского Арт-Банка. В этот раз в Хабаровск приехали литографии Анри де Тулуза-Лотрека, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Василия Кандинского, Андре Ланского и других известных мастеров ХХ века, творивших во французской столице порой всего несколько лет, а порой – и всю жизнь. выставка окно в париж

Именно Париж стал связующим звеном этих разных людей, практически для каждого художника город любви стал своим, хотя кого-то город принял, а кого-то и отверг... выставка окно в париж

Анри де Тулуз-Лотрек. «Фотограф П.Сеско». Рекламный плакат

Авторы выставки пишут:

«Париж, Париж… В те времена французская столица была мировой художественной Меккой: в богемном котле варились самые разные стили, направления, идеи и эстетики, совершались грандиозные открытия, проходили знаковые выставки. Конечно, город – не просто фон для обывателя, это живой организм, который в случае с творческими людьми всегда становится соавтором их произведений, так и случилось в представленными в экспозиции художниками».

У хабаровских зрителей появилась возможность «открыть окно в Париж», проследить развитие французского искусства от творчества Лотрека – конец XIX века, до второй половины ХХ века (работы Фернандеса Армана).

Среди литографий Лотрека на выставке есть рекламные листки, афиши, сохранившие в веках имена известных на весь Париж людей: танцовщицы канкана Джейн Авриль, Аристида Брюана, владельца скандально известного парижского питейного заведения «Мирлитон», куда приходили послушать оскорбления.

Для Марка Шагала Париж стал вторым домом на долгие годы. И в этом доме он творил много и плодотворно. Одна из его главных тем на протяжении всей жизни – Библия. На хабаровской выставке представлена серия из 12 листов «Иллюстрации к Библии», представляющие сюжеты Ветхого Завета.

Марк Шагал - Обложка

Один из основателей фовизма, французский художник Анри Матисс в сороковые годы увлекся техникой papiers decoupes, бумажного декупажа. На выставке представлены работы из его рукотворной книги «Джаз», в которой отразились увлечение джазовыми композициями, темой цирка и воспоминания из детства.

Парижские работы Пикассо воплотили его поиски себя в стиле и форме. Зарисовки Пикассо, создаваемые им Барселоне, в Париже воплотились в серии «Голубая Барселона». После смерти близкого друга Пикассо погружается в депрессию, его работы наполняются холодным голубым цветом.

Не для всех Париж был городом мечты. Василий Кандинский большую часть жизни прожил в Германии, но в 1933 году из-за гонений нацистов был вынужден переселиться во Францию, где критики не оценили его абстрактные работы. Но Кандинский выбрал Париж, потому что считал, что французская столица задает направление художественной мысли во всем мире.

По словам авторов проекта, «Бернар Бюффе для послевоенной Франции стал художественным феноменом». Его мрачные, тоскливые натюрморты, представленные на выставке, выполнены в духе мизерабилизма.

Столицей любви видит Париж французский художник Франсис де Лассю Сен-Жени. Его серия литографий «До конца», решенная в характерной для художника мистически-сюрреалистичной манере, отсылает к клятве вечной любви, которую дают у алтаря.

Пабло Пикассо - Голова девушки с голубем

«Для каждого художника Париж был своим. Шло время, менялись стили и направления, настроения в обществе, мода и веяния, но что-то оставалось вечным: сам город. Каким бы ни был он во время жизни и творчества того или иного художника, он всегда оставался желанной столицей, законодателем художественного искусства. Именно в Париже родились такие направления, как кубизм, сюрреализм и прочие. Обретшие там популярность художники становились известны всему миру. …До сих пор миллионы творческих людей со всего мира съезжаются в мировую столицу изобразительного искусства, чтобы проверить свои силы, а Париж по-прежнему выступает мировым судьей…»

Запоминающимся новогодним подарком себе и близким станет посещение выставки «Окно в Париж» – настоящее путешествие в художественный мир Парижа ХХ века.

Алёна Фролова, завсектором ДВХМ Главное фото: Анри Матисс - Лошадь, всадник и клоун. «Джаз», 1947


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен