Пенсионером себя 69-летний хабаровчанин Виктор Ильиченко не считает. Да и глядя, на этого улыбчивого и очень энергичного мужчину и не подумаешь, что за его плечами вот уже 47 лет трудового стажа, и 45 из них он водит городской троллейбус по маршруту «Аэропорт- Комсомольская площадь» . На счету самого опытного водителя троллейбуса в Хабаровске более 1 млн. километра пути.

Я б в водители пошёл…

Водителем троллейбуса наш собеседник стал, можно сказать случайно. Хотя с детства любил автомобили, а учится пошёл на проектировщика. водитель троллейбуса

– Я в детстве никогда не видел троллейбусов. Там где мы жили, в небольшом посёлке в Верхнебуреинском районе, из транспорта был только лишь старенький грузовичок , – рассказывает Виктор Ильченко. – Мне как-то дали порулить, а в старших классах разрешали кататься на нём по аэродрому, утаптывать поле для самолётов. Так я и увлёкся автомобилями.

Но о том, что станет водителем Виктор Алексеевич и не думал. И уж тем более даже не помышлял о троллейбусах. Ведь такой транспорт в те времена, встречался лишь в некоторых городах в центре страны, а в Хабаровске «рогатые» появились в 1974 году. водитель троллейбуса

Наш собеседник к тому времени успел закончить школу, поступить в институт, немного поработать чертёжником и отслужить в армии. А когда вернулся, в Хабаровске открыли троллейбусное депо.

водитель троллейбуса

– Я жил неподалёку и впервые увидел троллейбусы. Их только привезли в город и обкатывали. И решил устроится на работу в депо. Меня зачислили в учебную группу. Дело было в декабре 1974 года, полгода занятий пролетели незаметно и уже летом 1975 я вышел на линию, – рассказывает наш собеседник. – Потом стали открываться новые маршруты и я работал на них. Но большую часть стажа я был на первом, а сейчас и единственном, маршруте.

В самом начале работы, в Хабаровске, рассказывает Виктор Ильченко, было восемь троллейбусов, а через год на маршруте №1 их стало ходить 16, потом 20. В самый расцвет троллейбусного движения в городе было пять разных маршрутов. Сейчас остался один, тот самый, с которого все началось: «Аэропорт – Комсомольская площадь».

– Вокруг площади Ленина тогда было круговое движение. И только троллейбусам разрешалось двигаться против движения, так как и сейчас они ходят. А автомобили ехали ближе к нынешнему Белому дому. Как-то раз, мой коллега, бывалый автомобилист, по привычке поехал по кругу и сразу же троллейбус потерял контакт с сетью. Тогда пассажирам пришлось дружно толкать машину назад, пока токоприёмник не дотянулся до проводов, – вспоминает водитель.

Виктор Ильченко неоднократный призёр всероссийских конкурсов профессионального мастерства.

Всю историю развития троллейбусного депо в Хабаровске Виктор Алексеевич тщательно хранит в записях, вырезках, фотографиях и своих личных воспоминания. В его архиве есть даже перепись целого поколения водителей, от самого первого выпуска, который был более сорока лет назад.

Хабаровчанин вспоминает, что одно время троллейбусы были очень востребованы в городе, тогда появились так называемые «сочленные» машины – это два вагона, соединённые резиновой сцепкой, как у автобусов модели «Икарус». Но в 90-х годах, когда в Хабаровске появились частные перевозчики и заполонили город самыми разными маршрутами, эти вместительные троллейбусы стали не нужны.

– На том месте где сейчас гостиница Центральная была остановка. Там же останавливался автобус №3, назывался полуэкспресс. Был нашим конкурентом, так как тоже ходил до аэропорта. Мы всегда с ними соревновались, и у нас скорость позволяла его обходить, – рассказывает наш собеседник.

В родном депо привили не только трудолюбие, но и любовь к спорту. В советское время на предприятии был очень развит, как сейчас принято говорить, «тимбилдинг» – устраивали соревнования между собой и с другими предприятиями, проводили спортивные фестивали, участвовали в городских состязаниях.

До сих пор в свободное от работы время Виктор Ильченко любит заниматься спортом, играет в футбол, зимой ходит на лыжах. А на большее не хватает времени, признаётся водитель. Он часто выходит на маршрут и в выходные дни, если требуется заменить кого-то из коллег. Но для Виктора Алексеевича это только в радость, без депо и своего троллейбуса очень скучает. Даже свой выходной день он порой начинает на работе. Приходит, как говорит сам, чтобы проведать машину, узнать как дела. А если всё хорошо, то можно и отдохнуть. Но несмотря на всю сложность и ответственность водительской профессии, за все 45 лет водительского стажа ни разу ему не хотелось сменить её.

– Наша депо – это история города! А как можно предать? Целое поколение у нас в Хабаровске воспитывалось на троллейбусах. Мальчишки и девчонки, которые в детстве ездили на занятия, сейчас, уже став взрослыми, узнают меня подходят и говорят спасибо! – рассказывает наш собеседник. – Мы, в свою очередь, тоже хорошо запоминали лица постоянных пассажиров.

Кстати, именно так и встретил в любимом троллейбусе свою будущую жену Виктор Алексеевич.

– Я её часто возил на работу и издалека мы знали друг друга. Но тогда я даже не предполагал, что это и есть моя будущая жена. А очно мы с ней познакомились позже, на концерте Николая Гнатюка, он выступал в Хабаровске на стадионе. Первое время она одобряла мою работу, а сейчас уже уговаривает меня уйти. Хочет, что бы я перешёл на более спокойную и простую. Но я никогда не хотел и никогда, наверное уже, не поменяют поменяю свою профессию ни на какую другую.

Миллион километров

– Одна журналистка подсчитала, что я за свои 45 лет стажа проехал на троллейбусе вокруг Земли 20 раз! – улыбается Виктор Ильченко. – Знаете, у лётчиков считаются часы, а у нас, водителей, километры. Но только если без аварий, а если случается ДТП подсчёт обнуляется.

Свою первую и единственную крупную аварию он до сих пор помнит «как вечера».

– Стою я на перекрёстке по улице Ленинградской с Карла Маркса, тогда ещё там не было развязки. Мимо пролетает пожарная машина. Светофор сменяется на зелёный, и я трогаюсь, и тут мне в бок врезается «хлебовозка». Как потом выяснилось при разбирательстве, она пропускала «пожарку» и освобождала перекрёсток. В общем, меня признали виновным, – вспоминает водитель. – Троллейбус тогда больше недели в ремонте был. Но с тех пор я стал очень аккуратным и внимательным на дороге.

Мнение некоторых горожан о том, что троллейбусы, а вместе с ними трамваи пора убирать из города, мол от них одни пробки на дорогах, Виктор Ильченко, конечно же, не разделяет. Опытный водитель уверен – троллейбус это показатель приличного и современного города. Но, для того, чтобы в полной мере ощутить всю прелесть троллейбусного движения, нужно создавать инфраструктуру.

– Если в городе есть троллейбус значит всё в городе нормально, всё работает, движется, жизнь кипит! Это картинка города, его престиж, – уверенно заявляет наш собеседник. – А то, что говорят про пробки, так это не из-за троллейбусов, а от неграмотной организации движения.

Троллейбус, хоть и «привязан» к сети токоприёмниками, может маневрировать – отклоняться от проводов на четыре метра в обе стороны. Этого хватает, чтобы объехать небольшую аварию, а если происшествие «растянулось» на две полосы, то троллейбусу приходится ждать, пока машины не уберут. Очень спасли бы ситуацию выделенные полосы. Но пока их нет. А сейчас у нас появляются машины с автономным ходом, которые могут проезжать 40 километров без привязки к сети.

Так, что я уверен, троллейбус обязан жить, он нужен городу. Это же целый пласт истории, уникальное явление в городской жизни. водитель троллейбуса водитель троллейбуса

В ТЕМУ:
Хабаровский грузчик с душой фотохудожника

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен