«Здравствуйте, будущие коллеги», – именно так начинает «Урок цифры» в Волочаевском лицее Игорь Симон. Замдиректора «Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций» рассказал девятиклассникам про нейросеть. Встреча вообще выдалась очень полезной на информацию, которая была бы интересна и взрослым. Такси, сериалы, стартап, искусственный интеллект и даже коммунизм – что объединяет эти понятия, и какая от этого польза? урок цифры 2022

Самый востребованный специалист

Раньше такого не было, а теперь прямо со школы детей учат, что необязательно работать на кого-то, можно открыть своё дело через стартап или стать самозанятым. Для этого, например, в Волочаевском лицее ведут курсы по финансовой грамотности, а в старших классах преподают основы предпринимательской деятельности. Да, уроки, конечно, элективные, то есть необязательны к посещению, но явка на них, по словам учителя информатики и замдиректора по учебно-воспитательной работе Людмилы Дементьевой, стопроцентная.

Проблема только в том, что люди-практики на подобные уроки приходят редко. Чаще учителя заручаются поддержкой родителей, которые делятся своим опытом. Поэтому когда в новом сезоне всероссийского проекта «Урок цифры» согласился поучаствовать реальный специалист, то для детей это настоящий подарок. Они всё на том же уроке информатики, только с практической тренировкой навыков и получением цифровых знаний.

Игорь Симон выступает в классе

Например, начинает своё выступление почётный гость с вопроса: чем отличается коммунизм от социализма? До развала Советского Союза люди жили в социализме, но хотели достичь коммунизма. А к нему невозможно прийти, потому что это идеал. Про искусственный интеллект можно сказать то же самое. Его не существует в природе и, возможно, никогда не будет, поэтому у человечества есть нейросеть. Она самообучающаяся и этим отличается от алгоритма. Алгоритм не умеет «переваривать» большое количество данных. А вот Data-science, наоборот, может работать с большими данными. И тот, кто научится это понимать, тот будет через полтора-два года самым востребованным специалистом на рынке труда, по словам Игоря Симона.

К примеру, с помощью Data-science можно выявлять закономерность в непонятных человеку вещах. Вот в Бразилии выяснили, что большое количество преступлений происходит в тех районах города, где чаще всего вызывают такси. Оказывается, машины вызывают туристы, а грабят их чаще, чем местных.

Ещё один вопрос поставил школьников в ступор. Какой нейросетью люди часто пользуются? Нет, умные колонки – это не то, а вот популярный онлайн-кинотеатр – это правильный ответ. Там больше 400 тысяч сериалов, и в каждой серии есть начальные титры, которые с помощью нейросети можно промотать одним нажатием кнопки. Эта функция появилась благодаря тому, что нейросеть проанализировала на основе компьютерного зрения больше 400 тысяч сериалов, нашла одинаковые отрезки, и предложила их перемотать.


По словам Игоря Симона, в России есть три сильные нейросети – Тинькофф (нет голосового помощника, вы общаетесь с нейросетью, когда звоните в службу поддержки), Яндекс (Алиса) и Mail.ru (Маруся).


Ещё один пример – многие пользуются приложениями по вызову такси. Почему каждую минуту меняется цена? Нейросеть работает с большими данными и кучей сервисов, учитывая погоду, пробки, количество машин и заказов поблизости. От этого зависит цена поездки. В целом, нейросеть упрощает жизнь человеку. И этим же могут заняться школьники, если выберут стартап.

Куда обратиться ребенку?

– Самое лучшее, чему вы можете научиться в бизнесе, это заранее прогнозировать, а что будет дальше? Стартап – это высокорисковая кампания. Это ни открытие канцелярского магазина, это что-то новое, что-то современное. Чтобы стартап создать нужно идти от проблемы или от потребности человека. За карандаш дали Нобелевскую премию, за стирательную резинку для карандаша дали Нобелевскую премию, а вот за вещь, которая соединяет резинку и кончик карандаша, премию не выдали. Это инновация, а не наука, – рассказывает Игорь Дмитриевич.

Для начала специалист советует школьникам поучаствовать в государственном проекте «Код будущего». О нём подробно написано на сайте «Госуслуги». Это бесплатные двухгодичные курсы для талантливых учеников 8-11 классов, чтобы те научились современным языкам программирования.

Потом можно приходить с серьёзными намерениями реализовать стартап к Игорю Симону в агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края. В среднем туда обращаются 50-60 молодых людей в год. Но «воронка» отбора довольно суровая – до реализации доходят 2-3%. Идей очень много, но чаще они либо не обеспечены финансированием, и тогда в агентстве пытаются найти коммерческих инвесторов, так как для некоторых грантов нужно софинансирование. Или же идеи слабые, их упаковывают по-новому. Чаще всего гранты выдаются при достижении 18 лет.

– У нас есть очень классная хабаровская компания «Автовоз онлайн». Они сделали уникальное в мире приложение по аренде автовозов для перевозки автомобилей. Платформа уже запущена, сейчас им нужно финансирование для smm-продвижения своего бизнеса. Но портал уже запущен и уже приносит прибыль. Там команда комбинированная – и молодые ребята, и более серьёзные бизнесмены, – рассказывает Игорь Симон.

Помимо проекта «Код будущего» школьники могут проходить акселерационные программы, где они прокачивают свою идею, набираются опыта у менторов. Про обучающие программы есть специальный раздел на сайте «Госуслугах». урок цифры 2022


Если у молодых людей есть идеи для серьезного стартапа, как сказал Игорь Симон, то можно обратиться в агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края – ул. Ленинградская, 9-А. Телефоны: 47-31-15, 47-31-16.


***

После выступления практика у школьников было несколько вопросов к нему. В том числе о карьерном пути Игоря Дмитриевича и может ли нейросеть ошибиться? Конечно, да. К примеру, голосовой помощник «Алиса» училась десять лет, прежде чем её пускать в массы.

Урок закончился тем, что дети с помощью карточек выяснили, какая ситуация соответствует какой проблеме, как её решить и какую технологию использовать. Они представили спич или краткий план описания проекта, а также запомнили, что в команде не может быть лишнего человека. Вот такие познания обрели будущие предприниматели! урок цифры 2022

Фото и видео автора


Все материалы проекта «Урок цифры» адаптированы по объему и сложности для каждого класса. Видео с объяснениями, тренажеры для закрепления знаний и методические указания доступны на сайте урокцифры.рф.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен