Казалось бы, что сложного в уборке дома – здесь протёр пыль, там помыл полы, а тут перемыл посуду. Но не для всех людей это элементарные задания. Например, овладение подобными навыками может изменить жизнь людей с особенностями развития. Речь идёт о самостоятельности, развитии и трудоустройстве. Кто и как занимается этим проектом? уборка дома

Чувствуют себя частью важного

В трудовой мастерской регионального ресурсного центра РАС и ТМНР мы встречаемся с 12 ребятами. Им от 18 до 35 лет. У каждого из них разная степень расстройства аутистического спектра и тяжёлых множественных нарушений развития (далее – РАС и ТМНР). То есть не у всех развита мелкая и крупная моторика, и не все могут говорить.

Однако, когда они на занятии, то на своих недугах не зациклены, а с трепетом и любознательностью приступают к делу. Они по-деловому надевают халаты и перчатки, более ловкие помогают своим друзьям справиться с экипировкой. И делают они это медленно ещё и потому, что в восторге от самого процесса. Мол, сейчас они приступят к работе, будут полезными и самостоятельными.

В мастерской, в которой ещё продолжается ремонт, есть стеллажи с индивидуальными наборами. На каждом лотке прикреплена фотография участника. Это так называемые карточки PECS, с помощью которых многие особенные люди общаются. В каждой таре есть средства для мытья стекол и туалета, универсальное чистящее средство, разного вида тряпочки, щётка, железная губка, мусорные пакеты. Для удобства передвижения есть тележки. С этими средствами участники приступают к работе.

В самом начале обучения трудовым навыкам, каждая операция была подробно отражена в картинках. Следуя картинкам, ребята быстро научились брать нужное средство, орудие труда и выполнять работу. Сейчас уже стало достаточно просто словесной инструкции.

Ступень к самостоятельности

Родители свыклись с мыслью, что за особенными детьми нужно постоянно ухаживать. И речь о том, чтобы научить детей уборке, не шла долгое время. Пока в 2016 году сотрудники и родители из ресурсного центра не взялись за социально-значимый проект «Смогу жить сам».

– Он направлен на формирование у подростков с РАС и ТМНР навыков бытовой, социально-коммуникативной и трудовой деятельности. В ходе реализации проекта стало понятно, что ребятам с такими диагнозами многое по плечу. А мы, педагоги, научились обучать наших детей. Когда проект подошёл к завершению, то мы стали думать, а что дальше? – рассказывает Наталья Залога, педагог-дефектолог и мама особенного человека.

В этот момент в 2019 году руководитель центра Наталья Евтеева посещает мультицентр социальной и трудовой интеграции Ленинградской области во Всеволжске, где знакомится с трудовыми мастерскими для особенных детей. Там занимаются шитьём, лепкой из глины и прочим досугом дети с более сохранным интеллектом. Поэтому увиденное нужно было только адаптировать под хабаровские реалии.

И так появилась идея о создании трудовой мастерской для молодых людей с ментальной инвалидностью «Особый клининг» по содержанию помещений в чистоте. Тем более, что уборкой по дому подопечные из Хабаровска уже занимались на учебно-тренировочной квартире. Теперь навыки надо закрепить и поменять локацию.

Наталья Владимировна подготовила проект и подала его на конкурс субсидий из краевого бюджета для СОНКО края. Он победил, и сотрудники центра приступили к его реализации в апреле 2021-го, а завершат проект в феврале 2022 года.

Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут при сопровождении одного из двух педагогов – Натальи Залоги или Татьяны Морховой. Пилотная программа обучения сначала состояла из 48 часов, но потом её увеличили до 112 часов, чтобы ребята смогли довести свои действия до автоматизма.

В результате особенные люди смогут сами себя обслуживать, организовывать быт вокруг себя, обретут уверенность в своих силах, станут более самостоятельными. Также навыки проекта способствуют улучшению коммуникации между участниками, их физическому и эстетическому развитию. Но об этом немного позже.

По окончанию занятий научный руководитель центра, начальник учебно-методического отдела, кандидат психологических наук и доцент Ирина Пахно разработает методическое пособие. С ним познакомят 35 родителей из семи территорий края, 50 специалистов социальной сферы обслуживания края и двух представителей бизнес-структуры. Это приведёт к тиражированию модели.

Денискина суперспособность

Учитель для ребят - Татьяна Морхова

Вернёмся к ребятам, которые пришли на занятие. В начале проекта им было сложно понять, что требуется сделать. Преподавателям приходилось рисовать стрелки и делить полы на квадраты с помощью изоленты. А потом всё это стало избыточным. Участники уже сами моют полы, зеркала, подоконники, а также учатся сортировать белье перед стиркой, сушить его и гладить. Сейчас у них важная задача – научиться чистить так называемый «учебный ковёр».

В трудовой мастерской есть гладильная доска и приспособление для ровного складывания одежды. Этим любит заниматься Рома. Он настолько полюбил гладить, что больше никому дома не позволяет этим заниматься. Ещё он обожает задания, связанные с водой, то есть если мыть или стирать, то он – первый в очереди.

Рома и Веня ловко справляются с заданием

Стоит отметить, что ответственного человека за какое-либо задание в группе нет, они каждый раз меняются работой, чтобы попытаться в равной степени освоить всё. О предпочтениях учеников нам рассказывает воспитатель Татьяна Морхова. К примеру, у Дениса средняя форма ДЦП, ему очень сложно помыть полы и подмести, но он делает это в силу своих возможностей. Его «суперспособность» – это инициативность. Он следит за чистотой стола после трапезы, и не будет указывать на грязь, а возьмёт и правильно помоет и уберёт всё сам.

Отчасти его противоположностью является Веня. Он тоже любит порядок и готов к любому занятию. «Что будем делать?» – его главный вопрос. И когда он видит где-то грязь, то сообщит об этом, первым её убирать не станет, но присоединится в процессе.

Допустим, Влад любит порядок в одежде. С помощью рамки для складывания вещей он всё формирует на стопки. А его главная инициатива в семье – застилать за всеми постель. Ещё, если он моет посуду, то составляет стаканы по особой системе, которую нельзя нарушать, пока он не завершит начатое.

А теперь представьте, сколько нюансов будет учитывать работодатель перед приёмом особенного человека на работу. Но проявление креативности и тщательности в уборке – звучит гораздо интересней, чем быстрая и корявая работа уборщицы. уборка дома


Региональный ресурсный центр РАС и ТМНР расположен на ул. Суворова, 1-А, лит. Б. Связаться со специалистами учреждения можно по телефонам – 34-09-97, 8-924-103-18-15. Сайт – rrckhv.ru, Инстаграм – @rrc_ras_tmnr.


Апробация будущего

В группе есть девочки, которые не очень любят убираться на фоне мальчиков. Так происходит из-за степени тяжести ДЦП. Поэтому четыре девочки берут пример с мальчиков, просят помощи, стараются быть полезными в силу своих возможностей. По словам Татьяны Валентиновны, с каждым разом у них получается всё лучше. уборка дома

– Нашим ребятам очень важно освоить эти навыки – это каркас всего. Позднее они смогут трудоустроиться, чтобы приносить пользу обществу. Пока что они приносят пользу своей семье. Это, безусловно, облегчает труд родителям и другим родственникам. Сейчас мы закончим отработку модели на первых подопечных, а потом возьмём на обучение следующих, – рассказывает Ирина Пахно. уборка дома

То есть проект будет развиваться независимо от реализации гранта. Эта деятельность станет ступенью к следующему крупному проекту по сопровождаемому проживанию, когда особенные взрослые будут жить в условиях, приближенных к домашним, в собственных квартирах. Тогда-то умения по ведению быта будут очень актуальны! уборка дома

Фото спикеров и автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен