На сцене Хабаровского краевого академического музыкального театра дают «Шерше ля фам» (12+) с блистательным дуэтом Татьяны Маслаковой и Дениса Желтоухова в главных ролях. Сюжет пьесы хорошо известен. В парижской нотариальной конторе происходит убийство, за расследование которого берется инспектор Гранден. Главный свидетель по делу – секретарь конторы Алиса Постик, узнает в нем свою первую любовь. Между двумя взрослыми, одинокими людьми вспыхивает вновь давно забытое чувство. тифлокомментирование

Единственное, чем отличается сегодняшнее представление от череды других, то, что оно идет с тифлокомментированием. В зале – незрячие. У каждого небольшой радиоприемник и наушники. С помощью этих нехитрых приспособлений они могут «увидеть» детали постановки: декорации, костюмы, действия. тифлокомментирование

Спектакль инвалиды по зрению смотрят глазами Владимира Симоновича – человека редкой, можно сказать, штучной профессии – тифлокомментатор. Таких специалистов, прошедших специальное обучение, во всей России около ста человек. В Хабаровске Владимир пока единственный. Его задача – сидя в индивидуальной кабинке рассказывать о происходящем на сцене в специальный микрофон. Комментарии слышат лишь те, кому они предназначены – незрячие гости. Казалось бы, что может быть проще – описать действие? Между тем, тифлокомментирование сродни работе сапера – нельзя зайти за разграничительные линии. Тифлокомментарий, или тифлок, — это лаконичное описание предметов, явлений и действий, которое позволяет незрячим лучше воспринимать фильм, картину или спектакль. Такие комментарии могут быть письменными, например в виде раздаточного материала в музее, или звуковыми. Как правило озвучиваемый текст составляется заранее. Но бывает, что озвучивать действие приходится на ходу – тогда работа тифлокомментатора больше напоминает синхронный перевод. тифлокомментирование

- Я проговариваю только визуальную составляющую. Детали, которые не понятны незрячему: действия, костюмы, описываю пространство. Оценочные характеристики давать нельзя ни в коем случае. Это одно из правил тифлокомментирования - субъективность должна быть убрана, - рассказал Владимир перед началом спектакля. тифлокомментирование

Говоря проще, комментатор должен быть для слушающих их глазами. Для этого нужно стать практически невидимкой - отказаться от собственного восприятия, своих эмоций, взгляда на происходящее. Допустимо описать реакцию персонажа на ситуацию, его мимику. Но нельзя сказать, что он радуется или, напротив, злится. Комментатор, по словам Владимира, должен уметь выделить ключевые моменты в сцене, быть при этом последовательным. Например, назвав одну и ту же группу «женщины» и «девушки» он может сбить зрителя. Кроме того, свой текст комментатор должен уложить в паузы между репликами артистов, при этом обозначить главное в спектакле, но не перегрузить информацией. Одно из ключевых требований к этой профессии – приятный нейтральный тембр голоса и четкая дикция.

«Шершеля фам» - не первая постановка музыкального театра, где используют тифлокомментарий. Тем не менее, подготовка к нему шла серьезная. Как отметил Владимир, спектакль довольно сложный, длительностью более двух часов и со множеством деталей.

- Текст я готовил заранее, писал его два месяца. Впервые в моей практике сценарий занял двенадцать листов, обычно было не более шести. Но я не полностью на него опираюсь, поскольку в спектакле возможны какие-то изменения: меняются костюмы, актерский состав, - поясняет комментатор.

Смена составов лишь одна из множества профессиональных сложностей, отмечает Владимир. Всегда нужно быть готовым к импровизации. В театре возможны разные неожиданности. Например, кто-то из артистов заболел или что-то случилось с декорацией. А вот экспериментировать и менять детали в мизансценах актерам категорически запрещено.

- Тифлокомментирование — это все же не замена зрению. Незрячие люди слышат, что происходит. Но допустим, что-то в сцене упало. У кого? В каком месте? Почему? – Видите, сколько вопросов возникает лишь после одного действия. Моя задача - ответить на них емко и предельно корректно, - объясняет специалист детали своей работы.

Ни в Хабаровске, ни в крае получить эту уникальную профессию нельзя. Обучают тифлокомментаторов в Москве. Владимир Симонович - штатный сотрудник хабаровской библиотеки для слепых. Попасть на курс подготовки тифлокомментаторов в институте «Реакомп» он пытался несколько лет. Желание поддерживали коллеги и руководство библиотеки. Наконец, настойчивость молодого человека себя оправдала – заявка была принята. Но это оказалось лишь первым шагом в череде испытаний.

- Пришлось пройти очень сложный тест. Заявки подали триста человек со всей страны, в результате на курс были приняты единицы. Я – один из счастливчиков, - шутит тифлокомментатор.

Хабаровский краевой академический музыкальный театр стал в регионе первопроходцем. Впервые спектакль с тифлокомментированием здесь был показан несколько лет назад. Театр выиграл грантовый конкурс Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», благодаря чему приобрели мобильные передатчики, микрофоны, аккумуляторные батареи,двадцать приемников для слушателей и наушники. Теперь спектакли с тифлокомментированием в театре проводят регулярно. Даже в период пандемии, в моменты ослабления коронавирусных ограничений, на специальные показы приглашали инвалидов по зрению. Билеты им всегда предоставляются бесплатно. Как рассказала руководитель хабаровского отделения ВОС Марина Лысенко, такие постановки - важный шаг для улучшения качества жизни и адаптации незрячих, особенно для тех, кто потерял зрение недавно.

- Когда ранее видящий человек теряет зрение, первое, с чем он сталкивается – растерянность и страх остаться наедине с самим собой в темноте. А когда мы говорим, а пойдем-ка в театр, и они приходят на такой спектакль, то понимают, что жизнь продолжается, - говорит Марина Анатольевна.

Признаюсь, я попробовала ощутить себя на месте незрячих и «посмотреть» спектакль, закрыв глаза. Эксперимент провалился. Во-первых, мешало то, что я уже видела эту постановку, и в голову невольно приходили знакомые образы. Во-вторых, человек зрячий привык полагаться на свое зрение. Формула лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, здесь вспоминалась, как никогда. Инвалиды по зрению воспринимаю все иначе.

тифлокомментирование

- Допускаю, что зрячему человеку комментирование может помешать, - отвечает Марина Анатольевна на озвученные мной впечатления. Но для нас это большое подспорье - когда тебе подсказывают, рассказывают, что происходит на сцене. Благодаря Володе спектакль для нас начинает играть разными красками. Вот, например, он говорит: «Алиса показывает, как будто она закрывает рот на замок ключом». Описательный комментарий помогает включить воображение. Слышу: «Входит женщина в серебряном платье». Сразу представляешь элегантную даму. Ну, или: «Алиса смотрит в зеркало, наливает себе рюмочку, подмигивает себе»,- и я лучше понимаю характер героини, - улыбается благодарный зритель. тифлокомментирование

Незрячие хабаровчане надеются, что практика проведения спектаклей с тифлокомментированием будет продолжена и распространится на другие театры города. По словам Марины Лысенко, помимо музыкального театра сейчас такие спектакли проводит хабаровский Театр кукол. Был подобный опыт и в Театре драмы. Комфортную среду хабаровчанам с ограниченными возможностями здоровья создают в хабаровских музеях – Художественном и Гродековском.

- Надеюсь, что тенденция как минимум сохранится, - выразила общую надежду Марина Анатольевна.

Кстати, узы, связывающие музыкальный театр и местное общество слепых, можно с полным правом назвать родственными. Развитие инклюзивного направления — одна из приоритетных задач деятельности Хабаровского музыкального театра, и его работа в этом направлении выходит за рамки проведения специализированных показов. Недавно спектакль «Верная жена» театральной студии при хабаровском отделении Всероссийского общества слепых, занял третье место на Всероссийском фестивале инклюзивных театров. Режиссером постановки выступила актриса Хабаровского академического музыкального театра Ирина Ломова.

Екатерина Дроздова Фото ХМТ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен