• Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
  • Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
Приамурские маски из коллекции ДВХМ
Сайт ХабИнфо
Дальневосточный художественный музей

Приамурские маски из коллекции ДВХМ

5 января, 2023

В продолжение темы шаманской атрибутики в собрании ДВХМ нельзя не упомянуть такое интересное явление, как ритуальные маски, которые в этом собрании отсутствуют. Художественный музей не ставит целью укомплектовывать коллекцию предметами этнографии, однако же не стоит забывать о художественной ценности, которая всё же учитывается при приобретении того или иного предмета.  ритуальные маски

Приамурские шаманские маски, чьё существование считалось спорным во второй половине XX-го века из-за непопулярности занятий шаманизмом и малой численности данных артефактов, всё же имели место в более древний период существования культа. Об этом свидетельствует маска, найденная Арсеньевым в 1911г. в жилище старого шамана, и исследования А.Н. Липского, проведенные в 20–30-х годах XXв., где утверждалось, что маски надевались на кукол, изображавших умерших родственников на больших поминках, однако исследования А.В. Смоляк (70-е годы XXв.) опровергают эту теорию.  ритуальные маски

Приамурские маски из коллекции ДВХМ

(рис.1) Неизвестный мастер Сэвэн. Городо

Наиболее современное исследование, осуществленное В.В. Подмаскиным в 2010-х годах, указывает на более древние образцы удэгейских масок для обрядов и проводит параллели с личинами петроглифов Сикачи-Аляна, нахалатными металлическими подвесками и масками более северных народов (эскимосов, алеутов). В его статье сообщается, что применение масок помогало шаманам во время церемоний перевоплощаться в более могучее существо, способное эффективнее бороться со злыми духами, но с течением времени эту функцию стали заменять ленточки, в обилии свисающие с головного убора так, что прикрывали почти всё лицо. Таким образом, когда коллекция музея наиболее активно пополнялась, маски перестали делать, однако отголоски этого уходящего явления отразились в искусстве коренных народов в качестве изделий по мотивам культовых атрибутов. О таких изделиях, хранящихся в собрании ДВХМ, и пойдёт речь.

В коллекции искусства коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Крайнего Севера ДВХМ имеется всего четыре маски под авторством резчика по дереву Николая У. Эти предметы созданы в конце XX – начале XХI века и вряд ли использовались в качестве культовых изделий, тем не менее, мастер, создавая эти маски, явно обращался к более ранним прототипам, имевшим сакральные функции в традиционной культуре.  ритуальные маски

Приамурские маски из коллекции ДВХМ

(рис.2) У Н.Н. Маска

Три из них (главное фото, рис.1,3) явно предназначались не для ношения на лице, у них нет прорезей для глаз. Скорее всего они должны были подвешиваться в жилище. Следует отметить, что маска, найденная Арсеньевым в 1911 году, также висела на стене и исследователь никогда не видел её на голове шамана. Так, маска с рис.1 явно отсылает к сэвэну Городо (рис.1). Шишечки на голове этого сэвэна представляли его дополнительных сущностей и иногда изображались как отдельные антропоморфные или зооморфные фигурки, что видно и на маске работы Николая У. Обычно Городо был духом, провоцировавшим болезнь инициации шамана.

На личине под рисунком 2 вырезано фигурное изображение птицы, скорее всего, кукушки – символа радости и счастья в культуре Приамурья. Интересна личина с рисунка 4, возможно, отсылающая нас к маскам, которые надевались шаманами во время путешествий в загробный мир. Эти маски должны были сбить с толку духов и представить шамана как человека не его рода. Возможно, наличие такой маски в жилище должно сбивать с толку недоброжелательных сущностей. На эту мысль наталкивает наличие более человеческих черт, тогда как предыдущие экспонаты явно заимствуют изобразительные приёмы у пластики сэвэнов.

Приамурские маски из коллекции ДВХМ

(рис.3) У Н.Н. Маска

Выделяется из ряда произведений, описываемых в данной статье, маска, которую можно использовать по прямому назначению – надевать на лицо (рис. 4). Имея прорези для рта и глаз, маска к тому же, в отличие от остальных, богато украшена гравировкой традиционного спирально-ленточного орнамента, заполняющего всю лицевую сторону зеркально симметрично от центральной оси. В ней прослеживается схожесть с маской, найденной Арсеньевым и выставляемой в постоянной экспозиции этнографии Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова. Форма личин и принцип нанесения орнаментов у этих предметов идентичны. Конечно, в маске Николая У – более современное видение предмета: узоры не нанесены краской, а искусно выгравированы, поражает техника исполнения, лаконичность линий и общая композиционная завершённость орнамента. Без сомнений, данный предмет не использовался в обрядах. Да и камлания с применением масок, по мнению того же В.В. Подмаскина, не проводились с начала XX века.

ритуальные маски

(рис.4) У Н.Н. Маска

Но несмотря на отсутствие масок в пространстве аборигенной культуры ближайшего прошлого, в перечисленных экспонатах сразу угадывается их принадлежность к приамурским традициям. Эти предметы соединили в себе как древние, так и современные формы эстетического восприятия народного ремесла и, утратив первичную обрядовую функцию, стали предметами декоративно-прикладного искусства.

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ
Главное фото: У Н.Н. Маска


  • Из чего делают шаманский бубен знают в Дальневосточном художественном музее — читайте по ссылке
  • Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники
    и Телеграм.
  • Теги
  • ДВХМ
  • искусство
  • культура
VKontakte

habinfo.ru

Интернет-журнал Хабаровска

Больше интересного!

Знакомство с редкой картиной: «Женский портрет» Павла Жуковского в коллекции ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Знакомство с редкой картиной: «Женский портрет» Павла Жуковского в коллекции ДВХМ

Два миниатюрных сосуда из Этрурии в коллекции ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Два миниатюрных сосуда из Этрурии в коллекции ДВХМ

Зимняя сказка Игоря Ершова в коллекции ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Зимняя сказка Игоря Ершова в коллекции ДВХМ

Видеоэкскурсия
ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Город
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». И. о. главного редактора Мишин Владимир В.

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел. 8 (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Конфиденциальность
  • Соглашение
  • Контакты
  • Реклама
  • О нас
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.