Трамвай – одна из достопримечательностей Хабаровска. В последнее время, когда проезд по Павла Морозова затруднён, и уехать после 18:00 из центра, скажем, в Южный – непростая задача, трамвайные маршруты очень выручают хабаровчан, живущих вдоль улицы Краснореченской. Правда, вагоны тоже идут с опозданием. Во-первых, из-за автомобилистов, которые едут прямо по рельсам на улице Шеронова, во-вторых – много водителей в трампарке ушли на больничный. Да и сами трамваи то и дело отправляют в депо «подлечиться». Как это происходит, выяснял корреспондент «Хабинфо». ремонт трамваев

На трамвайные маршруты Хабаровска сегодня выходит порядка сорока единиц электротранспорта. Большая часть из них давно устарела. Из новых здесь только полюбившиеся горожанам сине-оранжевые вагоны Усть-Катавского завода. Таких в трампарке шестнадцать штук. Последний раз парк обновляли в 2018 году. ремонт трамваев

ремонт трамваев

— Ещё у нас по двенадцать вагонов КТМ и РВЗ, — рассказывает Ольга Нечипорчук, начальник службы подвижного состава МУП «Городской электрический транспорт». — РВЗ - это самые старые вагончики наши, Рижского вагоностроительного завода. Они выпускались с 1961 года. Самому старенькому нашему вагону сорок один год. Использовались во многих городах, но так как производятся давно, можно сказать, что во многих городах уже списаны, остались только ретро вагоны, и только у нас в Хабаровске используется дюжина моделей. РВЗ – это такие длинные скруглённые трамваи. А квадратные, угловатые – это модель КТМ-5. Это тоже Усть-Катавский завод имени Кирова. Они выпускались в семидесятых – девяностых годах. Им тоже примерно по тридцать пять лет. Срок жизни трамвая – шестнадцать лет. Так что, считайте, они у нас уже не одну, не две жизни прожили, а третью уже живут. Сложно с запчастями, но мы стараемся, ремонтируем их, и они ещё бегают довольно бодро.

Вагону РВЗ - 41 год

После того, как вагон откатал своё, создаётся специальная комиссия, которая обследует важные узлы - агрегаты вагона. Она делает заключение о возможности дальнейшей эксплуатации подвижного состава. Проводится капитальный ремонт, и вагон вновь выходит на маршрут.

Александр Роговой, контролёр МУП ГЭТ

В депо оборудовано две смотровые канавы. На одну вагон встаёт в случае аварии, другая – плановое техобслуживание. Александр Роговой работает в МУП «ГЭТ» контролёром уже четверть века. Как внимательный доктор-диагност, он выстукивает, выслушивает неисправный трамвай и находит причину заболевания. Или – не находит, и тогда поломку обнаруживает другая смена.

— У нас тут четыре смены работает, — рассказывает контролёр депо МУП «ГЭТ» Александр Роговой. — Трамвай приходит – водитель пытается объяснить, что с ним не так. Потом мы по схеме смотрим и в вагоне проверяем – где обрыв, контроллер водителя включаешь по позициям, его замыкает, контрактора включаются, пошло напряжение на него - он включается, и вагон начинает ехать.

В цеху планово-восстановительного ремонта ремонтируют колёсные пары. Сталь быстро снашивается, и без техобслуживание вагон может сойти с рельсов. Поэтому раз в полгода колёсные пары снимают, наплавляют сталь на реборду –выступающая часть обода колеса, предотвращающая его боковое смещение. Лишнее обтачивают на станке, потом обкатывают вагон на линии без пассажиров. После этого трамвай может снова выходить на маршрут.

Основной состав сотрудников депо – мужчины. Но женщинам тут тоже место найдётся. Светлана Ким работает элетрослесарем уже пятьдесят лет. И уходить никуда не планирует. ремонт трамваев

— Я на практику пришла, да так и осталась, — вспоминает Светлана Ким, электрослесарь МУП «Городской электрический транспорт». — Вообще мечтала работать крановщицей башенных кранов, но не смогла поступить. Раньше, поначалу, работала в депо на ремонте вагонов. В канавах лазила, на полу лежала, по крышам ходила. Теперь вот плету шунты из медного провода – они нужны для соединения деталей между собой, для токопроводности. Ремонтирую контроллеры, чиню кулачковые элементы.

В каждом вагоне трамвая есть несколько ёмкостей с песком. Как правило, они установлены под первым и третьим колесом и скрываются под сиденьями. Без песка на линию выходить нельзя – он используется в дождь и в снег, чтобы поднять железного коня в горку без пробуксовки. Поэтому водитель проверяет наличие песка перед каждой сменой.

Первый трамвай вышел на улицы Хабаровска 65 лет назад, пятого ноября. Тогда в город привезли три вагона Рижского завода. Один из них сохранился до сих пор и используется в МУП «ГЭТ» как специализированный технический вагон.

Мария Полякова Фотографии предоставлены МУП «ГЭТ»


  • Зачем кондуктор рвёт билет: расскажут в музее хабаровского трамвая - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен