Коллекцию особых изделий выкупил недавно у хабаровского краевого фонда культуры. Гродековский музей. Около 80 предметов из этой коллекции принадлежат руке Николая У, дальневосточного мастера резьбы по дереву. Поверьте, в его произведения можно влюбиться, кропотливости позавидовать, а на этой выставке убедиться в одарённости автора. Благо, экспозиция будет открыта до 20 января. Николай У

Экскурсию по выставке нам провела Галина Титорева, заведующая научно-исследовательским сектором этнографии краевого музея им. Н. И. Гродекова. Галина Теодоровна была знакома с ним лично. И она уверяет: сегодня мастерство резчиков по дереву достаточно распространено, но всё же творчество Николая У выделяется особенно. Дышащая поверхность и бархатистая фактура дерева – его работы сразу отличишь среди множества других. Хотя своё призвание Николай обнаружил не сразу.

Поиски себя

Николай У в молодости. Фото из книги о нём

У – китайская фамилия, которая досталась от прадеда. Прожив в России, он позже навсегда уехал к своей жене в Китай, а фамилия осталась, переходила от одного предка к другому. Николай родился в обычной советской семье в 1958 году – в селе Болонь Амурской области. Его отец трудился в леспромхозе, мать работала швеей, а затем оператором в отделе связи.

Так что, пожалуй, любовь к своим предкам и ручному труду Николаю передала его бабушка Онга. Родом из стойбища Сира, она всю жизнь была мастерицей: вышивала, плела из лозы, делала посуду из бересты. Маленький Коля наблюдал за движениями рук бабушки, впитывал её воспоминания, пока женщина плела посуду.

Мальчик подрос, но поначалу решил, что такие предметы сделать, как бабушка, не сможет, мол, никакой творческой наследственности у него нет. Как полагалось тогда, освоил рабочую профессию – каменщик-монтажник. Однако затем неожиданно Коля поступил в хабаровский институт культуры – правда, почему-то на хореографическое отделение! Однако учебу он не окончил.

Зато встретил там прекрасную девушку по имени Мадо Дечули. Они полюбили друг друга и в 1983-м поженились. В том же году 25-летний Николай У решил посвятить себя резьбе по дереву.

Кочевая жизнь

Резчик-самоучка пропадал часами в Дальневосточном художественном музее (ДВХМ), вникал в тайный смысл орнаментов и читал книги. Так он учился ремеслу.

Вдова Николая с сыном Максимом. Фото из книги о Николае У

Впрочем, его учителями всё же стали мастера из местных деревень и сёл, в которых проживали коренные малочисленные народы. В те времена вместе с женой и двумя сыновьями они «кочевали» из одной деревни в другую. Профессиональный хореограф Мадо ставила танцевальные номера местным коллективам, а муж продолжал искать подход к обработке дерева. Также Николай учился рисовать картины.

К примеру, когда семья жила в селе Булава Ульчского района, Николай выспрашивал у мастеров-старожилов технологию создания деревянных работ, их семантику, знаковость узоров. Благодаря кропотливости и усердию, по словам Галины Титоревой, среди ульчей и нанайцев он прослыл своим. Николаю доверяли создание сэвэнов, оберегов против недугов, а также сложную в исполнении «деревянную стружку» для шаманского обряда камлания, очищения.

Чаще всего для своих работ Николай У использовал «мягкий» материал – липа, кедр, ясень и осина. Из-за тонировки такое изделие после меняет цвет, но не теряет притягательности. Его любимыми символами и мотивами стали медведь, растительные элементы (деревья) и спиралевидные узоры.

Постоянные муки творчества не облегчали семейной жизни. Но его жена стойко переносила все тяготы. По словам Галины Титаревой, Мадо боготворила и всячески поддерживала мужа в его творческих поисках. Постепенно призвание разглядели не только родственники.

В 1987 году работы Николая У впервые отправились на московскую выставку «Народы России». В 1990-м мастер стал стипендиатом хабаровского благотворительного фонда. Через год, в составе творческой делегации фонда, он побывал в итальянском городе Лукка. Где, правда, больше грустил: тут, конечно, красиво, но он скучает по родным дальневосточным пейзажам.

Признание мастера

Галина Теодоровна познакомилась с Николаем У как в 1991 году. Говорит, что мастер стеснялся, когда его чествовали и хвалили, свои работы недооценивал. Но всего за десяток лет создал такие вещи, которые достойны отдельной выставки!

– Он был очень умный, чуткий и по-детски искренний человек! Если он открывался, шёл на контакт, то это были очень интересные и важные беседы. Интересно было узнать его отношение к творчеству, к культуре, – вспоминает моя собеседница.

В 1994 году прошла первая персональная выставка автора в ДВХМ. На следующий год часть предметов перевезли в Комсомольск-на-Амуре, где прошла вторая персональная выставка работ Николая У. Для экспозиции в Городе юности мастер подготовил невиданные ранее здесь маски. Сейчас они входят в коллекцию Гродековского музея.

С этих двух крупных «бенефисов» часть работ уехала в частные коллекции людей по всему миру. Теперь произведения Николая У хранятся в Японии и Монголии, США и Канаде, Франции и Германии, Австрии и Италии.

Добившись мирового признания, Николай продолжал творить. Его творчество так и осталось самобытным, не принадлежащим ни к одной школе искусств. Последние годы жизни мастер У жил в селе Сикачи-Алян Хабаровского района. Увы, умер он уже в 50 лет…

Жизнь после смерти

Искусно выполненные ложки

Часть работ Николая У хранилась в хабаровском фонде культуры. Коллекцию собирали на протяжении 30 лет. Но из-за финансовых проблем в этой благотворительной организации, руководству фонда пришлось продать предметы мастера Гродековскому музею – за миллион рублей.

Всего в музее в ходе этой сделки выкупили 150 предметов, среди которых 80 – авторства Николая У. Именно их сейчас выставили в холле Гродековского музея. Пандемия нарушила планы учреждения, но экспозицию всё равно организовали для посетителей музея. Ведь это теперь самая крупная в мире коллекция изделий Николая У.

Многих зрителей, конечно, привлекают чудесные сэвэны-обереги. Можно поразмышлять над «Древом жизни», полюбоваться фигурками шаманки, медведей и сов, рыб и змей. Ещё рассмотрите узоры на вазах для хранения палочек и ложек для еды, украшенных драконами, шаманами и деревьями. Это ажурно прорезная и трёхгранно выемчатая резьба по дереву. Аутентично выглядят ложки для медвежьих праздников.

Особенно Николай У любил вырезать из дерева маски. В одну из них вставлена спица. По словам эксперта, это настоящий выплеск переживаний, эмоций и философских мыслей. Порою автор был весьма экспрессивен, «язык» его работ сложно переложить на устную речь.

Стоит напомнить, что подобные деревянные маски в древности использовались местными шаманами. Заклинатель духов надевал её, чтобы в ходе обряда камлания – проводов умершей души – в подземном мире шамана не узнали. Ещё в глаза бросается сэлчэ, шаманский нагрудный сэвэн с медведем. Он защищал владельца от влияния злых духов.

Портреты для текущей выставки сотрудники музея взяли из книги о Николае У «Откровение. Изделия из дерева, графика: альбом». Издание подготовили к печати родственники мастера. С каталогом работ можно ознакомиться в Дальневосточной государственной научной библиотеке.

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен