Гродековский музей выкупил на средства гранта коллекцию особых изделий у хабаровского благотворительного фонда культуры. Около 80 предметов из неё принадлежали руке мастера резьбы по дереву Николая У. В его произведения можно влюбиться, кропотливости позавидовать, а на выставке по случаю приобретения работ убедиться в одарённости автора. Экспозиция будет открыта до 20 января. Николай У
Методом «от противного»
Экскурсию по выставке нам провела Галина Титарева, заведующая научно-исследовательским сектором этнографии хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова. Николая У нет в живых, потому основную информацию о нём можно узнать от людей, знакомых с ним лично, таких как Галина Теодоровна.

Николай У в молодости. Фото из книги о нём
Она говорит, что резчиков по дереву достаточно много, но среди них творчество Николая У выделяется особенно. Дышащая поверхность и бархатистая фактура дерева – его работы сразу отличишь среди множества других. Но своё призвание Николай обнаружил не сразу.
У – китайская фамилия, которая досталась ему от прадеда. Прожив в России, он позже навсегда уехал к своей жене в Китай, а фамилия осталась, переходила от одного предка к другому. Николай родился в обычной советской семье в 1958 году в селе Болонь Амурской области. Его отец трудился в леспромхозе, мать работала швеёй, а затем оператором в отделе связи.
Но, пожалуй, любовь к своим предкам и ручному труду Николаю передала его бабушка Онга. Она родом из стойбища Сира и всю жизнь была мастерицей: вышивала, плела из лозы, делала посуду из бересты. Маленький Коля наблюдал за движениями рук бабушки, слушал её воспоминания, пока она плела посуду.
Однако, когда мальчик подрос, он считал, что такие предметы сделать не сможет и никакой творческой наследственности у него нет. Может, потому он освоил рабочую профессию – каменщик-монтажник. Может показаться странным, но он поступил на хореографическое отделение хабаровского института культуры. «Кулёк» он не окончил.
Вместе с ним училась его будущая жена Мадо Дечули. Они полюбили друг друга и в 1983-м поженились. В том же году 25-летний Николай У решил посвятить себя призванию к резьбе по дереву.
Италия не нужна
Человек-самоучка пропадал часами в Дальневосточном художественном музее (далее ДВХМ – прим.авт.), вникал в смысл орнаментов и читал книги. Так он учился ремеслу мимо университетских стен. Его учителями стали мастера из местных деревень и сёл, в которых проживали коренные малочисленные народы.

Вдова Николая с сыном Максимом. Фото из книги о Николае У
Вместе с женой и двумя сыновьями они «кочевали» из одной деревни в другую. Хореограф Мадо Сопчовна ставила танцы с местными коллективами, а её муж искал подход к обработке дерева. Также он учился рисовать картины.
К примеру, когда семья жила в селе Булава Ульчского района, Николай выспрашивал у мастеров-старожилов технологию создания деревянных работ, их семантику, знаковость узоров. Благодаря кропотливости и усердию, по словам Галина Теодоровны, среди ульчей и нанайцев он прослыл своим. А шаманы доверяли ему создание сэвэнов – это обереги против недугов, а также сложную в исполнении «деревянную стружку» для шаманского обряда камлания.
Чаще всего для своих работ Николай У использовал мягкий материал – липу, кедр, ясень и осину. Из-за тонировки изделие меняет цвет, но не теряет притягательности. К примеру, его любимыми символами и мотивами были медведь, растительные элементы (деревья) и спиралевидные узоры.
Постоянные муки творчества не облегчали семейной жизни. Но его жена, а ныне вдова стойко переносила тяготы дней с Николаем. По словам Галины Титаревой, Мадо Дечули боготворила и поддерживала мужа в развитии своего дара. Постепенно призвание разглядели не только родственники.
В 1987 году работы мастера впервые отправились на московскую выставку «Народы России». В 1990-м он стал стипендиатом хабаровского благотворительного фонда. Через год в составе делегации творческой интеллигенции фонда он побывал в итальянском городе Лукка. Но вместо того, чтобы восхищаться чужеземной культурой, он грустил. На вопрос почему, отвечал, мол, скучает по родным дальневосточным пейзажам.
Своим интересным характером и скромностью он покорял людей. Галина Теодоровна познакомилась с Николаем У в 1991 году. Он стеснялся, когда его чествовали и хвалили, свои работы недооценивал. Но за одиннадцать лет создал такие вещи, которые достойны были отдельной выставки.
– Он был очень умным, чутким и по-детски искренним человеком. Если он «открывался», шёл на контакт, то это были очень интересные и важные беседы. Интересно было узнать его отношение к творчеству, культуре. Плюс его мужская застенчивость и притягательность создавали необычный синтез, – рассказывает моя собеседница.
Признание гения
В 1994 году прошла первая персональная выставка в ДВХМ. Потом часть предметов в 1995 году перевезли в Комсомольск-на-Амуре, где сделали вторую личную выставку работ Николая У. Для экспозиции в городе Юности он подготовил невиданные ранее маски. Сейчас они входят в коллекцию Гродековского музея.
С этих двух крупных «бенефисов» часть работ разъехалась в частные коллекции по всему миру. К примеру, экспонаты Николая У хранятся в Японии, США, Франции, Германии, Монголии, Италии, Австрии, Америке и Канаде.
После этого успеха он продолжал творить, оставаясь самородком. Его творчество так и осталось самобытным, не принадлежащим ни к одной школе искусств. Последние годы он прожил в селе Сикачи-Алян Хабаровского района. Умер в 50 лет.
Жизнь после смерти

Искусно выполненные ложки
Часть работ Николая У хранилась в хабаровском фонде культуры. Коллекцию собирали на протяжении 30 лет. Но из-за финансовых проблем в благотворительной организации его бессменный руководитель Светлана Черепанова продала изделия мастера Гродековскому музею за миллион рублей. Покупка состоялась, благодаря грантовым деньгам в 2019 году.
Подавляющее большинство экспонатов – предметы культуры нанайцев. Всего выкупили 150 предметов, среди которых 80 принадлежали авторству Николая У. Именно их сейчас выставили в холле Гродековского музея. Пандемия нарушила планы учреждения, но экспозицию всё равно организовали для посетителей музея. Ведь это теперь самая крупная коллекция изделий Николая У.
В неё входят сэвэны (обереги). Как можно предположить, один из них предназначен для беременной женщины. Также можно поразмышлять над «Древом жизни» и рассмотреть фигурки шаманки, медведей, сов, рыб, змей. Ещё разглядите узоры с драконами, шаманами и деревьями на вазах для хранения палочек и ложек для еды. Это ажурно прорезная и трёхгранно выемчатая резьба по дереву. Очень аутентично, чуть ли не репликами, выглядят ложки для медвежьих праздников.
По-видимому, особенно Николай У любил вырезать из дерева маски. В одну из них вставлена спица. По словам моей спутницы, это выплеск переживаний, эмоций и философских мыслей. Иногда автор был экспрессивен, и «язык» его работ сложно переложить на устную речь.
Кстати, маски – это традиционные изделия для шамана. Он надевал её, чтобы в подземном мире его не узнали. Это связано с обрядом камлания, то есть проводами умершей души в иной мир. В глаза бросается сэлчэ – шаманский нагрудный сэвэн с медведем. Он защищал его владельца от влияния злых духов.
Портреты для текущей выставки сотрудники музея взяли из книги о Николае У «Откровение. Изделия из дерева, графика: альбом». Издание подготовили к печати родственники мастера. С каталогом можно ознакомиться в Дальневосточной государственной научной библиотеке.
Будучи сначала посторонним, а затем знакомым с жизнью и творчеством Николая У, сложно остаться равнодушным. Желаем вам не пропустить выставку автора и пофилософствовать на ней, разглядывая узоры и отражения души мастера в его работах.
Фото автора