Очень нужная и важная тема была затронута на очередном заседании Делового клуба ИА AmurMedia c участием представителей власти и бизнеса. Это решение проблемы возникновения дефицита топлива в районах Хабаровского края. Будет ли она решена окончательно? Или нас так и будет лихорадить? Вот о чём говорилось на видеоконференции, которая состоялась сразу после того, как утихли февральские страсти, связанные с пропажей бензина на местных АЗС и последующем ростом цен на автозаправках. бензин 2021 год

Позиция властей

Заведующий сектором топливной инфраструктуры комитета по развитию ТЭК правительства Хабаровского края Евгений Николаенко так пояснил ситуацию.

- Проблема с топливом, которая особенно обострилась в Советско-Гаванском и Ванинском районах, в середине февраля была снивелирована совместными усилиями. Независимыми операторами были приобретены запасы бензина, доставлены на АЗС и сегодня в этих районах автомобильное топливо реализуется без ограничений.

Что касается других районов края, то в середине февраля образовался дефицит бензина в Ульчском муниципальном районе, где основным оператором является компания «Флагман», которая уже приобрела топливо и ожидает биржевые поставки.

Для сокращения сроков поставки топлива с Комсомольского НПЗ и снятия дефицита в Ульчском районе мы совместно с «Флагманом», в связке с Минэнерго пытаемся сократить срок отгрузки топлива с завода. Этим топливом планировали закрыть самые проблемные территории, а в дальнейшем «Флагман» производит закупки топлива. Цепочка поставки должна быть урегулирована с целью исключения в дальнейшем дефицита бензина. бензин 2021 год

- В чём сейчас проблема в этой цепочке? Из-за чего она возникла?

- Ситуация сложилась по причине того, что 26 января 2021 года компания «Роснефть» и, в частности, «РН-Востокнефтепродукт» (их сбытовое предприятие – Авт.) прекратила отпуск наливом с Комсомольского НПЗ (иными словами, поставки самовывозом – Авт.). Все объёмы зашли на биржу, т.е. через биржевые торги.

Нужно отметить, что этой схемой пользовались независимые операторы для обеспечения именно удалённых населённых пунктов. Кроме этого, параллельно также велись оптовые биржевые закупки. И в связи с прекращением отгрузки нарушилась ритмичность поставки топлива, и образовался такой временной интервал, который и способствовал созданию дефицита. Вот основная причина.

- Какие действия сейчас предпринимаются, чтобы такой ситуации больше не возникало?

- Правительство края во взаимодействии с федеральными органами власти, с нефтяными компаниями и независимыми нефтетрейдерами, в первую очередь, пытается решить вопрос о сокращении сроков доставки оптовых партий. Это позволит нам исправить ситуацию с дефицитом топлива.

Чтобы эти сложности не возникали в дальнейшем, здесь нужно принимать комплекс мер, опять же, совместно с компаниями, на уровне федеральных органов, в связке с независимыми операторами, смотреть все вопросы, существующие схемы поставки, планировать, организовывать, решать возникающие проблемы. бензин 2021 год

Это чёрт знает что!

В разговор вступил глава Советско-Гаванского района Юрий Бухряков.

- Прежде всего, мне хотелось бы понять основную причину возникшей ситуации – техническая, экономическая или политическая? Мне, как главе района, важно, чтобы топливо было. У нас на территории района существуют свои компании, которые занимаются поставкой топлива, без «Роснефти» и других крупных компаний. Тогда нужно обеспечить какое-то равное понимание. Допустим, в Совгавани топливо не должно быть на семь рублей дороже, чем в Хабаровске. Это совершенно очевидно. Если вы сегодня выжимаете тех, кто занимается здесь поставками топлива и работает на грани экономической целесообразности, тогда вы обеспечьте здесь своё присутствие и обеспечьте топливо по той же цене, что и в Хабаровске!

- Мы не в лучших условиях находимся здесь со всех точек зрения – погодных, технологических, транспортных, - продолжает Бухряков. – А то, что сейчас происходит, на мой взгляд, это чисто политическая причина. Потому что по договорам всё было куплено и оплачено, я больших проблем здесь не видел. «Скорая», спецслужбы, слава Богу, всё работало.

- Юрий Иванович, а в чём Вы видите политическую причину?

- Вы прекрасно всё знаете, зачем я буду говорить об этой проблеме вслух? Вы понимаете, что все мероприятия сегодня проходят в крае под определённым знаком. Это нельзя увязывать. Население и так недовольно действиями власти, поэтому нельзя так обострять. Это совершенно неправильно. Нам нужно спокойствие, надо выстраивать нормальную работу, улучшать условия жизни. А то циклон – и крыши посносило, ещё чёрт знает что происходит. Мы должны решать такие вопросы на других уровнях, а не на уровне глав районов.

Для нас важно, чтобы топливо было, и желательно, по конкурентным ценам. А кто его поставляет – не так важно. Главное, чтобы предприятия, которые работают здесь, и народ были довольны. И не спрашивали, чем они отличаются от других. Я говорил губернатору, что у нас тепловая энергия стоит 6800 за гекакалорию, а в Хабаровске – 1700, при одном и том же поставщике. Это как можно объяснить населению и нашему бизнесу? У нас, конечно, завоз ДГК обходится дороже, но не в четыре же раза!

С ног на голову

К главе присоединился владелец АЗС из Советско-Гаванского района Павел Марченко и объяснил ситуацию с возросшими ценами на бензин.

- За 25 лет своей деятельности это второй случай за последние три года. В феврале 2018 года мы были у губернатора за круглым столом. Тогда негде было взять объёмы. Они были, но давали только по тонне. Я пригоняю 40 кубов - дают одну тонну с «Альянса». «Роснефть» из Комсомольска совсем не давала. И тогда губернатор разобрался, в чём дело. Оказывается, на губернии два завода, и мы не можем обеспечить топливом край! Мы разъехались, и «Трансбункер» сразу получил от «Роснефти» договор на самовывоз. Это основной оператор наших двух районов, у него шесть АЗС. Брали всегда они только с биржи.

Теперь о сегодняшнем дне. Когда нужно закрыть окно-ваккуум - на бирже купил, но у них после приобретения от 30 до 45 дней есть вот такая временная маржа на отгрузку вагонов. Т.е. мы должны иметь запас здесь, на месте, в пути и на бирже. Поэтому в топливо я должен трижды вложить сумму денег, чтобы обеспечить свои обязательства перед населением и предприятиями.

По сравнению с 2018 годом вопрос этот перевернулся наизнанку. Тогда ценовая политика была такая, что разница с Хабаровском у нас была рубль-два на каждый вид топлива. Потом, когда нам пришлось поднять цены на пять-шесть рублей, дизелька тогда, в 2018 году стоила 58 рублей за литр, нас пригласили за круглый стол и сказали: ребята, так не пойдёт, давайте, разъясните. Мы разъяснили, что в Хабаровске топлива нет – тащим, откуда придётся. Тогда выровняли ситуацию, подравняли по ценам. Но они не выровнялись!

Два года у нас ценовая политика, как Юрий Иванович сказал, да, мы заложники непонятно чего. Моё мнение – это не политика, это экономика. Всё передано в частные руки. Мы с вами понимаем, что «РН-Востокнефтепродукт» - это вроде «Роснефть», а вроде и не она. Роснефть – это мощная структура, я с ней работал, у нас были договоры. Напрямую с завода мы брали и вагоны, и цистерны – проблем не было. Самовывоз потом появился. Но самовывоз нам тоже непросто дался. Почему? Отдали сейчас практически «РН-Востокнефтепродукту», который позиционирует себя так: мы такие же, как вы, у нас есть - мы дадим, нет – нечего давать.

Договоры у нас с ними заключены. В прайсе на сегодняшний день только дизтопливо. Приобретаем, работаем, заявку утверждаем. Бензины исчезли, но по умолчанию. Ни одного документа на основании действующего договора нам не прислали. На основании чего прекратился в прайсе бензин? Сказали бы: подождите до апреля, до мая месяца. Или его вообще не будет? Ничего по договору не пишут! Сказали устно: на неопределённое время.

Поэтому нам пришлось на сегодняшний день подключить трейдеров. Это большие игроки, которые покупают на бирже помногу – по 1,5 тысячи тонн могут себе позволить, а мы у них перекупаем, что-то по ходу платим. Своих денежных средств, чтобы иметь все позиции в обороте, надо примерно миллионов сто. Я за всю свою деятельность не смог их заработать. Начинал бизнес, когда цена дизтоплива была 1, 80 руб., а сегодня – по 60. Т.е., чтобы купить новую партию, надо всегда добавлять денежные средства в оборот, а ещё и содержать предприятие, у меня работают более 60 человек. бензин 2021 год

- Насколько безопасна для жителей района сегодняшняя схема обеспечения топливом? Вы можете обеспечить бесперебойность поставок?

- Бесперебойность обеспечить постараемся. С ценовой политикой будут проблемы. Трейдерам надо приплачивать. Они платят своим банкам, наворачивают свою маржу. В любом случае, у бизнеса есть интерес. И поэтому за давальческий рубль (это как кредит) надо платить.

- Цена вопроса для населения? Насколько увеличится стоимость бензина?

- На сегодня мы считаем, что цена стабилизировалась, пока подъёма мы не видим. Биржевая политика на 18.00 местного времени каждый день разнится. Биржа играет. Допустим, самовывозом я мог купить вагоном партию или забрать бензовозом 40 тонн, разница была на 12 февраля шесть тысяч рублей за тонну. Т.е. мне нужно было закрыть вакуум, который образовался между поставками вагонов, коротким плечом – либо самовывозом, либо через биржу забрать у «Роснефти». Так вот, если я беру самовывоз на шесть тысяч рублей дороже, тогда что мне делать с ценой? Торговать в убыток, либо накручивать? Вагоны пришли – опять цены опускать вниз. И вот эта разница самовывоза и вагонов с биржи не должна быть такой высокой. Она раньше разнилась на сто рублей, если посмотреть биржевые торги полгода назад, а сейчас дошла до шести тысяч. Это очень много, и неудобно никому. Всё упирается в цену. Окно закроем – цена будет другая, и что с ней делать? Отсюда прокуратура, люди жалуются, дай Бог, кирпичами не закидают.

- Люди-то понимают, почему цены повышаются?

- Мы в свою очередь размещаем на заправках объявления, в которых пишем, откуда ноги растут. Показываем прайс «РН-Востокнефтепродукта», где сумасшедшая цена, показываем биржевые цены. Люди грамотные, видят, что рост цен не от нас зависит.

Первый замглавы администрации Ульчского района Денис Куреня солидарен с выступающими.

- У нас в районе вообще нет крупных игроков как РНК и «Роснефть». У нас есть только частные трейдеры. Главным является, конечно, ООО «Флагман». Основные проблемы с поставками у него есть. На сегодняшний день они купили 300 тонн бензина у посредников. Сейчас правительством края решается вопрос, чтобы этот бензин был отгружен в кратчайшие сроки. На заправках в Де-Кастри, Богородском бензин отпускается без проблем. Цена, конечно, у одного из трейдеров в Богородском дошла до 60 рублей за литр, а была 53. В Циммермановку ещё один трейдер закупил 40 тонн бензина. Остаётся ещё два населённых пункта – Сусанино и Булава, где бензин отпускался только для спецтехники. Но ситуация скоро стабилизируется. бензин 2021 год

Что же делать?

- Просто нужно вернуться к исполнению своих обязательство по договорам, - считает предприниматель Павел Марченко. - Мы виртуально понимаем, что «РН-Востокнефтепродукт» - это всё-таки «Роснефть», по-другому никак. Если войти в список учредителей, то там есть «Роснефть». Мы также понимаем, что и Хабаровский НПЗ тоже должен быть игроком на мелком оптовом рынке, но его нет уже четвёртый год! У нас с ним договор тоже есть. Заявки даём, но хабаровский ННК даёт ответ: не согласовано. Хотя качество бензина у них лучшее, тот же GreenEco. Вакуум возможен, т.е. Комсомольский завод захромает завтра, «Альянс» по какой-то причине не выдаёт, и куда нам бежать? В Сибирь – в Ангарск, Иркутск. Там закупимся, а это ещё 14-20 дней по железной дороге плюс такие же временные факторы. Нужен резерв. Аварийная остановка хабаровского завода была понятна, от этого никто не застрахован. Но в советские времена были «закрома Родины». А сейчас всё переведено в коммерческое русло, и где выгодно – там и продают.

Поэтому краевому правительству нужно задать вопрос ННК: когда появится мелкий опт? Это хорошее подспорье, у нас закуплены большие единицы автотранспорта – КАМАЗы на основе немецкой техники российской сборки. Они ещё никуда не ездили – некуда ехать. А водителям надо платить, мы два месяца сидим без работы. «Флагман» несёт убытки до пяти миллионов в месяц. Вот такая ситуация. Я думаю, что самовывоз должен быть по договорам. бензин 2021 год

- Где и с кем нужно договариваться? Или на уровне региона этот вопрос всё-таки можно решить?

- Да, коллеги, вопрос здесь есть. Самовывоз, конечно, нужен, - отвечает за краевое правительство Евгений Николаенко. - Это оперативность, простая логистика и это, своего рода, обеспечивает безопасность. Но сейчас мы прорабатываем ещё один вопрос: это снижение ж/д тарифов для провоза нефтепродуктов в адрес дальневосточных потребителей с западной группы заводов. Это позволит усилить конкуренцию. У предпринимателя будет выбор: брать либо с комсомольского завода, либо с ангарского. Но в этом случае цена конечная в Хабаровске будет сопоставима и с ангарским, и с комсомольским заводами.

- Цена будет ещё выше?

- Она будет сопоставима. Выше или ниже – это второй момент, но очень значимый. Это всё-таки биржевое ценообразование, поскольку у нас из года в год прослеживается постоянный рост стоимости автомобильного топлива. Нестабильность цен, диспаритет мелкооптовых и розничных цен, что в конечном итоге приводит к таким негативным последствиям, в том числе, и к дефициту топлива.

Например, в Ульчском районе разница в цене в семь рублей получилась потому, что трейдер был вынужден закупить через биржу наливом с комсомольского завода по высокой цене. Сегодня цены оптовых поставок и налива с комсомольского НПЗ через биржу довольно разнятся - как на 95-й, так и на 92-й бензин. Здесь не совсем понятно ценообразование. Вроде один продукт, один завод, но бочка стоит дешевле, а наливом – цена иная. В конечном итоге, страдает потребитель. А с учётом сложной логистики, на АЗС коммерсанту либо работать в убыток, либо остановиться, либо реализовывать населению по сложившейся цене.

В ценовых вопросах правительству края повлиять на эту ситуацию будет очень сложно, да и не получится. Но вопрос этот, мы считаем, основополагающий. В сложившихся условиях другого варианта пока нет. Мы, конечно, на федеральном уровне долгое время работаем над тем, чтобы вовлечь Хабаровский НПЗ на биржевые торги, поскольку с 22 июня 2020 года завод не реализует бензин мелким оптом, т.е. дополнительный ресурс топлива проходит мимо коммерческих структур. И это сказывается на стабильности обеспечения населения автомобильным топливом.

- А у нас есть какая-то запасная схема на случай, если кто-то из независимых трейдеров уйдёт из отдалённых районов?

- К сожалению, сегодня энергетическую безопасность в отдалённых населённых пунктах края обеспечивают именно независимые трейдеры. АЗС и снабжения топливом со стороны ННК и «Роснефти» сегодня в этих пунктах нет. Мы неоднократно предлагали им заходить в районы и развивать свою сеть, но пока не получили положительного решения. Правда, «Роснефть» построила АЗС в Эльбане. Сейчас рассматриваем строительство комплекса в Нанайском районе. Но это территории, приближенные к зоне административных центров. Что касается отдалённых пунктов – это сегодня большая проблема, поскольку иного резерва у нас нет.

Подытожив эту интересную беседу, можно сделать вывод, что пока у нас всё в руках Всевышнего. Будет ли ещё пропадать бензин, и как скоро цены на него снова поползут вверх, знает только Он. По нашим предположениям, патовая ситуация, тем более по весне, запросто может повториться. А экономика это или политика – поживём, увидим. бензин 2021 год

Фото: news.drom.ru

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен