В Дальневосточном художественном музее закончила свою работу выставка «Собрание Третьяковых» (6+), пользовавшаяся большим успехом у зрителей, по словам организаторов. Эта экспозиция дала возможность любителям искусства увидеть уже знакомые полотна в новом для них историческом ракурсе. А также познакомить их с картинами, впервые выставлявшимися в музее. женщины художницы

Женщины-художницы

Одной из таких картин было живописное полотно «На окраине Петербурга» художницы Марии Федоровой. Это имя вряд ли знакомо широкому кругу почитателей живописи. А ведь ее творчество отметил сам Павел Третьяков, купив в свою коллекцию не одно произведение этого автора. Кроме того, Мария Алексеевна в определенном смысле – знаковая фигура своего времени.

Именно в 19 веке женщины-художницы, пройдя долгий путь, добились равенства с мужчинами в мире искусства. До этого времени их количество было крайне мало. Это объяснялось и недоступностью для них профессионального образования, и представлением о сферах женской деятельности. Безусловно, женщины определенных сословий просто обязаны были уметь музицировать, танцевать и рисовать. Однако профессиональное обучение женщин в России началось только в конце 1830-х годов. Когда при поощрении императорским обществом художеств открылись рисовальные классы для девочек.

Со временем женщин стали принимать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1842 году в Петербурге открылись женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. В качестве вольнослушательниц женщин допустили и в Императорскую Академию художеств. Прорыв, можно сказать? Но узнаем поближе нашу героиню.

Фигура Третьякова

Мария Федорова родилась десятого апреля 1857 году в семье Алексея Ионова, бухгалтера одной небольшой фабрики. После смерти отца семья оказалась без средств к существованию. С раннего детства Мария увлекалась рисованием. И, несмотря на бедственное положение семьи, в 19 лет поступила в рисовальную школу Общества Поощрения художников.

В 1881 году Федорова стала вольноприходящей ученицей Академии Художеств, где за учебу получила сначала малую, а позже и большую поощрительные медали.

Именно в это время на ее творчество обращает внимание Павел Третьяков и в 1891 году покупает первую картину Федоровой в свое собрание.

Из-за финансовых трудностей закончить курс юной художнице, ученице Ивана Шишкина, не удалось и с 1892 года она становится преподавателем рисования в женских гимназиях. Со своими пейзажами Мария Алексеевна участвует в выставках Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников, Московского общества любителей художеств. С этих выставок Павел Михайлович Третьяков покупает еще несколько картин, что дает финансовую возможность Марии выезжать на пленэры и совершенствовать свое мастерство пейзажиста. В 1898 Иван Айвазовский направил в Совет императорской академии художеств ходатайство о присвоении ей почетного звания за успехи в живописи.

На окраине Петербурга

На картине из коллекции Дальневосточного художественного музея художница изобразила тот уголок северной столицы, в котором провела свое детство и юность. Гладкое академическое письмо, почти монохромный колорит – унылый пейзаж петербургской окраины – как нельзя лучше передает те черты творчества художницы, что, по-моему, роднили ее с передвижниками.

В 20-х годах одаренная и творческая натура уезжает в Финляндию, где продолжает заниматься живописью и дает уроки рисования. Вступает в Общество русских художников в Финляндии, основанное в Хельсинки в 1933 году. Общество, в которое первоначально входило 23 художника разных специальностей, устраивало ежегодные выставки, благотворительные балы, здесь проводились товарищеские вечера, читались публичные доклады по искусству.

В Финляндии Мария Алексеевна стала заниматься иконописью и вместе со своей дочерью написала несколько икон для церквей православных общин.

Умерла Мария Федорова на Пасхальной неделе в 1934 году. Один из ее финских коллег, Николай Шубаков в статье «Памяти Федоровой» писал: «Мы узнали ее здесь в годы беженства. Маленькая, скромная, тихая-тихая – она очаровала всех. Расставляет свечи в любимой церкви – ласково, нежно улыбаются всем ее грустные, кроткие глаза – зеркало души, много пережившей, много понявшей. Манит ее облик, такой понятный, такой русский».

Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: картина М. Федоровой «На окраине Петербурга»


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен