В собрании Дальневосточного художественного музея хранится коллекция под условным названием «Люди Амура». Это живописные и графические произведения отечественных художников, рассказывающие о жизненном укладе коренных народов. люди севера

1920 – 1930-е годы были временем неподдельного интереса художников к этой теме. Художники Москвы и Ленинграда приезжают на Амур и влюбляются в этот суровый и неизведанный край. Он покоряет их не только пространством и необычным «азиатским» ландшафтом, но, в первую очередь, людьми. Художники встретились с реликтовой культурой, хрупкой и архаичной, насыщенной традициями, которой не только можно любоваться, восхищаться, но которую можно и безвозвратно потерять. люди севера

Одним из художников, который на протяжении всей творческой жизни был искренне очарован культурой Севера, его людьми и несколько раз возвращался к этим образам, была Евгения Константиновна Эвенбах (1889–1981). С самого начала своего творческого пути Евгения Эвенбах была связана с народной культурой. Первоначально это была народная украинская, чуть позже – русская. Образы и мотивы этих культур, увиденные и запечатленные ею в студенческие годы, стали основой ее первых работ в сфере детской книжной иллюстрации. Собственно, работа с детской книгой привела Евгению Эвенбах к одной из важных тем ее творчества – людям Амура и Севера.

Е.К. Эвенбах - Портрет Дуни Самар

В первой половине 1930-х годов возникло Ленинградское отделение учебно-педагогического издательства (Учпедгиз), в котором был намечен выпуск букварей и учебников для народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Ведущий мастер книжной графики для детей В.В. Лебедев порекомендовал Е.К Эвенбах для этой работы одну из первых. Сложность работы заключалась в том, что представители этих народностей изначально были бесписьменной культурой. Для того, чтобы учебники своим иллюстративным материалом были максимально приближены к будущим ученикам и понятны им, Евгения Эвенбах принимает решение ехать к народам, живущим по нижнему течению Амура. В 1934 году художница отправилась в сложный и длительный путь из Ленинграда до стойбищ Найхин, Даерга и Дада. Кроме зарисовок орнаментов, костюмов, утвари, пейзажей, Евгения Константиновна делала и портретные зарисовки.

Вернувшись в Ленинград, Эвенбах продолжила начатое ранее, до поездки на Амур, создание портретов студентов Института народов Севера. К середине 1930-х годов она закончила значительную часть цикла литографий – портретов представителей различных национальностей студентов Института народов Севера. В 1936 году эти литографии принимали участие в IVДальневосточной краевой художественной выставке, откуда они и были переданы в Дальневосточный художественный музей.

Е.К. Эвенбах - Портрет Богдана Ходжера

Автора заинтересовала необычность форм, типов их лиц, особая пластика крепких, широких в скулах, крупных в пропорциях, очертаниях лиц северян. Поэтому она и избрала для этой серии только изображение лиц, лишь иногда намечая линии шеи и плеч, при этом нет никаких подробностей обстановки, фона, только голова на чистом пространстве большого бумажного листа. Для печатной графики 1930-х крупноформатный, приближающийся к размеру натуры литографированный портрет был редким явлением.

В портретах привлекают простота и человечность. Внимательно, проникновенно изображены студентки-нанайки Нюра Оненко и Дуня Самар, председатель нанайского РИКа Богдан Ходжер. Портреты Дуни и Богдана выполнены четкой, жесткой линией, задающей характер героев. В отличие от них портрет Нюры – нежный и романтичный, создан мягкой, полупрозрачной линией и дополнен легкой штриховкой на лбу, скулах, шее.

Работы из коллекции Дальневосточного художественного музея свидетельствуют о высоком мастерстве Евгении Эвенбах, которая училась литографии у самого Владимира Матэ и стала достойным продолжателем его дела.

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ Главное фото: Е.К. Эвенбах - Портрет Нюры Оненко


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен