В коллекции Дальневосточного художественного музея хранится акварельная работа одного из классиков отечественного искусства ХХ века Константина Федоровича Юона. константин юон

Начало 1920-х годов было временем бурных исторических событий, небывалых перемен в жизни страны и народа, но небольшой бумажный лист «Провинциалки» (он всего 24х32 сантиметра), написанный К. Ф. Юоном в эти годы, наполнен спокойствием и умиротворением. В нем запечатлен тихий и уютный мир провинциального города.

«Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками», – писал Константин Юон в автобиографическом очерке. Его отец, выходец из Швейцарии, служил в Москве страховым агентом. В большой семье родилось 11 детей. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, а декорации создавал Константин, с восьми лет занимавшийся живописью и рисованием. Еще в детстве полюбил архитектуру старой Москвы и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи. константин юон

В 1893 году Константин Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевелся на живописное – «краски пересилили», как он вспоминал позже. Молодой художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. А технику живописи Юон совершенствовал в частной мастерской Валентина Серова. Еще в годы учебы картины приносили молодому художнику стабильный доход, а на вырученные деньги он путешествовал по России и Европе. В 1900 году его первый пейзаж с выставки передвижников – «У Новодевичьего монастыря весной» – приобрела Третьяковская галерея.

Творчество Константина Юона соединило в себе искусство «Серебряного века» и советскую художественную культуру. В силу своих художественных интересов он работал в станковой живописи, занимался оформлением театральных спектаклей, долго и успешно преподавал, прекрасно знал историю и теорию искусства, был тонким критиком.

Юона можно назвать первооткрывателем неповторимого художественного облика провинциальной России. В неспешной, размеренной жизни провинции, в ее верности традициям и устоям предков художник видел залог сохранения культуры всей страны. В повседневной жизни провинциальных городов и поселков он увидел подлинно национальную красоту. Весь внутренний мир современной, бьющей ключом жизни среднерусских городов в сочетании со старинной архитектурой и прекрасной природой приобретал в полотнах Юона новый смысл и воплощался любовно, с присущей ему четкостью и артистизмом.

В работе «Провинциалки» из коллекции Дальневосточного художественного музея нет указания на конкретное место, в ней нет ярких примет эпохи. Но в ней есть устойчивость и размеренность, постоянство времени. Четкий ритм вертикальных и горизонтальных линий перил, переплетов окон, этажей дома и каменной кладки создают это ощущение стабильности и уравновешенности.

Важное место в своих работах К. Юон отводил цвету. «Однажды при мне реставраторы работали в церкви, и вдруг под многолетним налетом открыли в иконах такое богатство цветовой гаммы, что это впечатление стало своеобразным маяком, который всю жизнь освещает мое творчество». Бело-голубой дом является неотъемлемой частью пейзажа, и по сути – главным героем произведения. Насыщенным, плотным краскам дома вторят размытые краски природы вокруг него. Пейзаж условен, он словно задник, но в то же время узнаваем – это типичный вид начала весны в средней полосе России. Фигуры двух девушек, словно позирующих невидимому художнику, а может и фотографу, и дамы, в отдалении, – лишь стаффаж, оживляющий пейзаж. константин юон

Композиция создает ощущение случайности неожиданно увиденной сцены, но она наполнена любовью, нежностью и ощущением ускользающего мига. При внешней театральности и декоративности лист, теме не менее, пронизан духом очарования и уюта дома. «Зефирные» завитки наличников, яркие герани в окнах, точеные балясины в декоре домика создают атмосферу дома с историей, дома, наполненного любовью и теплом.

Несмотря на свое смешанное швейцарско-немецкое происхождение, художник К. Ф. Юон стал «певцом» российской провинции и одним из самых ярких представителей русской пейзажной школы. Акварель Константина Юона «Провинциалки» – это лирический этюд об исчезающей жизни провинциальной России.

Марина Константинова,

заведующий сектором

современного искусства ДВХМ


  • «Человек неординарной судьбы и его картина из коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен