Творчество Карла Николаевича Каля (1873–1938) занимает особое место в художественной жизни Дальнего Востока 1910–1930-х. С его именем исследователи связывают становление импрессионизма в дальневосточном пейзаже. каль

Во Владивосток Карл Каль приехал в 1911 году уже сложившимся мастером, получившим профессиональное художественное образование в Дюссельдорфской академии художеств (1892–1898), с внушительным перечнем выставок, среди которых – выставка в залах Императорской академии художеств и Всемирная выставка в Сент-Луисе (США). Сегодня имя этого художника известно лишь профессионалам. Среди дошедших до нас произведений художника основную часть составляют пейзажи.

Каль К.Н. - Осенний пейзаж

Пейзажи Карла Каля, представленные в коллекциях Дальневосточного художественного музея, были созданы в Приморье. «Их объединяют преходящие, мгновенные состояния природы, той окружающей нас световоздушной среды – невидимой и бесцветной, – которая определяет в природе всё: контуры и цвет предметов, насыщенность и рефлексы цвета, его гармонию и дисгармонию, изменчивую атмосферу пейзажа, настроение, эмоциональную тональность. Свет и цвет – главные герои картин К. Каля», – пишет А. Доценко.

Пейзажи из коллекции ДВХМ: «Осень на Ляньчихэ», «Осень в Приморье», «Осенний пейзаж», «Март» – были выполнены художником в 1930-е годы в окрестностях Владивостока. В пейзажах художник пишет только то, что ему нравится, что он любит. Каждая работа – подлинная действительность, насыщенная личными чувствами художника. Он не деформирует предметы, не допускает небрежности в деталях.

М. М. Пришвин писал о Приморье: «В этом реликтовом краю по холоду осенью все как у нас, а по свету осенью тут голубей, чем у нас весной: по холоду – Сибирь, по свету – Италия… Для этого итальянского солнца нет различия, от какого предмета исходит цвет, все равно… цвет вспыхивает и горит…, не передать мне всего восторга… от света осенью итальянского солнца на Дальнем Востоке».

Каль К.Н. - Осень в Приморье

Этот особенный свет был вызовом для художника Карла Каля. Свет играет определяющую роль в его картинах, олицетворяя вездесущую текучую жизнь мира. Сделав акцент на цветные тени и окрашенность света, понимая особую роль света для передачи состояния природы, К. Каль, кажется, до бесконечности может писать одни и те же места. Разное время суток, сезонов года неузнаваемо преображают привычный вид окрестностей Владивостока.

Принцип пленэра последовательно проведен художником в пейзаже «Март», где он изображает раннюю весну. Восприятие натуры заставило автора усилить цвет и сделать его интенсивным, вследствие чего пейзажный образ представляется более реальным. Удивительно, сколько оттенков разнообразного настроения можно найти в элементарном, казалось бы, мотиве засыпавшего землю снега. Художник извлекает из цветовых отношений снега и неба бесконечное разнообразие. Снег здесь – главный герой, занимающий большую часть полотна. Пейзаж пропитан свежестью, наполнен голубыми тенями на снегу, выполненными уверенными, смелыми пастозными мазками. Цветовую вибрацию природы художник передаёт вибрацией краски на полотне.

Каль К.Н. - Март

Эмоциональность пейзажей Карла Каля – в их сложном колорите. Удивительные по красоте живописные отношения дают картинам природы свет и свечение, насыщенность цветных теней и пространственную глубину.

Трагически оборвавшаяся жизнь Карла Николаевича Каля (он был расстрелян в 1938 году) стала главной причиной безвестности этого блестящего мастера импрессионизма, работы которого должны стоять в одном ряду с произведениями таких художников, как И. Грабарь, С. Герасимов, А. Пластов.

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ Главное фото: Каль К.Н. - Осень на Лян-чи-хэ


  • «Увидеть невиданное» на выставке в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен