Хомус – традиционный якутский музыкальный инструмент, с помощью которого люди уже пять тысячелетий рисуют картины окружающего их мира. В руках мастера этот варган способен заставить окружающих поверить, что они сидят посреди вьюги, на берегу ручья или в поле, где мимо них резво проносится табун лошадей. Научиться издавать эти необычные звуки хабаровчане смогли на мастер-классе заслуженной артистки республики Саха Альбины Дегтяревой, что прошел в рамках фестиваля «Ритмы Дальнего Востока» (0+). игра на хомусе


Как прошел прошлый фестиваль «Ритмы Дальнего Востока» в Хабаровске, смотрите по ссылке.


Небольшой зал в прошлом Дома творческой интеллигенции (КНОТОК) собрал заядлых любителей и знатоков творчества народов Дальнего Востока. Большинство из них знало, как звучит хомус и то, на что способен этот варган, попав в руки к опытному музыканту. Ведущая мастер-класса – Альбина Дегтярева тоже в Хабаровске оказалась не впервые, поэтому сразу после приветствий гостья фестиваля приступила к делу, начала рассказывать и показывать, на что способен ее любимый инструмент, и как он может зазвучать даже в руках новичка.

Руки, дыхание, воображение – «три кита» игры на хомусе

Если послушать сольное выступление Альбины не глядя, то сложно поверить: все многообразие и объем звуков она воспроизводит с помощью одного маленького инструмента. Крохотный хомус свободно помещается в ладони, а мелодии и ритмы выдает такие, что кажется, будто в зале «спряталась» музыкальная установка, которая незаметно подыгрывает исполнительнице. Но это иллюзия – утверждает якутская гостья, а затем раскрывает основные принципы игры на хомусе.

Первое, на что обратила внимание Альбина Дегтярева – руки. Она показала несколько «хватов», которые помогают хомусу резонировать о ладонь, а пальцам – сохранять подвижность и ловко маневрировать в зависимости от того, что хочет показать исполнитель. игра на хомусе

Правильно держать в руках хомус – это только начало. Как в большинстве голосовых техник, здесь важно дыхание. Конечно, многое зависит от опыта исполнителя, его умения контролировать вдох и выдох. Но хабаровчан интересовали детали.

- Дышать нужно носом или ртом? – интересовались посетители мастер-класса.

- Вдыхать можно иногда носом, а иногда – ртом. Это нужно уметь сочетать, знать, когда дыхание поможет мелодии, а когда его лучше сделать незаметным, - объясняла Альбина Дегтярева. - Когда рисуешь, то же самое: где то нужны штрихи, а где-то – плавные линии. Нужно научиться чувствовать музыку так, как художник чувствует карандаши и кисти.

Для примера гуру игры на хомусе продемонстрировала разницу в звучании при разных типах дыхания: расслабленное и сильное, ртом и носом. После этого каждый, кто пришел на урок со своим инструментом, попробовал почувствовать эти особенности уже в собственном исполнении.

Но технические навыки – не гарант успеха игры на хомусе. Тому, кто захочет сделать что-то по-настоящему интересное с помощью этого инструмента, нужно обладать не дюжим воображением.

Звук должен быть одухотворен, в нем должен быть смысл, образ, информация. От этого зависит качество исполнения, - подчеркивает Альбина Дегтярева. – Нужно заранее знать, что ты хочешь показать: будет это табун лошадей или один веселый жеребенок, журчание воды или порывы ветра. Для этого нужно воображение.

Альбина Дегтярева

Разное настроение одного и того же «лошадиного» образа гостья показала наглядно, после чего на вновь посыпались вопросы и просто восторженные реплики.

- Мы сами на конях не скакали, лошадью не управляли, а очень хочется. А звучание хомуса помогает избавиться от страха перед животным, и почувствовать, что вы уже сидите верхом, ощутить, как ведет себя животное в разных ситуациях, - отреагировала на один из музыкальных образов ученица.

Ее соседка поинтересовалась другим моментом. О том, что варганы прекрасно передают цокот лошадиных копыт – достаточно известный факт. А что насчет животных с более мягкими конечностями?

- Можно ли с помощью хомуса передать езду на собачьей упряжке? – поинтересовалась одна из посетительниц мастер-класса.

- Наверное, можно, - отвечает наставница. – Просто, я никогда не ездила на собаках, не знаю, как это звучит.

Для того, чтобы слышать звуки природы, нужно слушать, как она звучит. Учиться пародировать уханье совы, звучание ручейка, капли дождя в различных обстановках. А для этого нужно подмечать даже самые, казалось бы, незначительные детали, по-настоящему вдохновляться тем, что тебя окружает. Тогда и рисуемые звуками хомуса образы превратятся в полноценные картины.

- В Якутии очень разнообразная природа. Есть зеленые равнины, где мы занимаемся скотоводством, разводим лошадей и коров. Есть горные районы, есть северные, где тундра, простор и гуляет ветер. И в каждой части республики можно найти характерные звуки, ритмы… У меня есть композиция «Музыка белой тишины» - она о том, что слышит человек, когда за многие километры от него нет ни единой живой души, - рассказала музыкант, а затем вновь очаровала всех окружающих, на несколько минут невольно съежившихся от звуков зимней пурги.

Послушать звучание хомуса, бубна и других музыкальных инструментов аборигенов Дальнего Востока хабаровчане смогут на гала-концерте фестиваля «Ритмы Дальнего Востока», который пройдет в субботу, 18 сентября в концертном зале филармонии. игра на хомусе


Материал по теме: Концерт «Намгар» - хабаровскую филармонию накрыло «белое облако» из Бурятии

Фото и видео автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен