До полуночи осталось два часа, но около Гродековского музея пусто. А ведь на протяжении девяти лет, каждый год 18 мая, в Международный день музеев здесь собирались толпы хабаровчан. Этот год стал необычным во всех отношениях, поэтому хабаровчане «пришли», но на прямую трансляцию, а «Ночь в музее» состоялась, но только в онлайн формате. Гродековский музей

В кабинет директора, пожалуйста!

Гостей встречала Нина Маркова, заместитель гендиректора Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова. Она начала мероприятие с третьего этажа в новом корпусе музея. И пока две песни исполняла хабаровская группа Voda, нам показали кабинет Ивана Крюкова, генерального директора музея.

Появившись в кадре, Иван Владимирович назвал это место своим вторым домом. Тут повсюду висят картины художника Ивана Федотова. Но, как оказалось, не они являются самыми ценными для Ивана Крюкова в кабинете.

Он сразу тянется за статуэткой в виде куба и прижимает её к сердцу, как родную. В 2016 году музей победил в конкурсе благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Победу в номинации «Открытая коллекция» музей одержал с выставкой денег времён Гражданской войны. Но знаменательна эта награда и по второй причине. Иван Крюков сам собирает коллекцию бумажных денежных знаков на протяжении практически 20 лет. Советские деньги достались ему от бабушки и родственников, а потом увлечение превратилось в постоянно пополняющуюся коллекцию.

Но у Ивана есть ещё одна коллекция «зелёных» – это лягушки. Самая первая статуэтка лягушки у Ивана Владимировича появилась в 2011 году. Он купил её во время путешествия по Европе. Теперь их стало так много, что не помещаются на полке, выделенной в кабинете. Иван Крюков показывает любимые экспонаты и вспоминает друзей, благодаря которым его коллекция растёт.

Но не лягушки интересовали зрителей «Ночи в музее», или правильней сказать, зрительниц. Личный вопрос во время акции не задашь, зато во время эфира совсем не стыдно. Иван рассказал, что ему 33 года, он женат, у него есть две дочки. И у его семьи всё хорошо: «Я хочу ещё больше детей, кстати, лягушки – это символ плодородия». Вот такой неожиданный поворот!

Живёт на воде

Не спали этой ночью не только «гродековцы», но и друзья музея. Они по очереди присоединялись к трансляции и помогали развлекать зрителей прямого эфира. Второй после группы Voda к Ночи присоединилась блогер Валентина Олексенко. Она рассказала о том, что до конца мероприятия приготовит «яблоки уникальным манером с миндалём» и привезёт их в музей. Этот рецепт был выбран из пяти кулинарных книг фонда музея. Автором рецепта является Елена Молоховец, жившая два столетия назад. Гродековский музей

Мы возвращаемся в кабинет директора, продолжаем думать о яблоках, но следуем в соседний зал на третьем этаже. Его украшают старейшие музыкальные инструменты и две спутницы – Анастасия Бездудная и Ирина Батраченко. Заведующая музейно-культурным центром «Амурский утёс» и виртуозная пианистка продемонстрировали работу старинных инструментов.

В конце XIX и начале XX веков были популярны салоны (литературно-художественные кружки людей избранного круга, которые собираются в доме привилегированного лица – прим.авт.). Хозяйки салонов следовали моде и покупали музыкальные инструменты, чтобы развлекать гостей. Одним из таких развлечений мог быть рояль, который стоит в Гродековском музее. В отличие от концертного рояля, который может быть длиной до трёх метров, этот – всего 200 см. А сделан он был на фабрике Шрёдера в Санкт-Петербурге 140 лет назад. Ирина Батраченко показала, что, спустя столько лет, рояль не потерял свой «голос».

Этот рояль, как и человек, живёт благодаря воде. Внутри инструмента есть система климат-контроля, которая невидима посетителям. И как только датчики подают сигнал, что рояль «хочет пить», Анастасия заливает с помощью причудливой лейки в рояль воду, разбавленную специальной жидкостью.

Если хозяйка салона не умела играть на клавишах, то она покупала самоиграющий инструмент – граммофон или виктролу, которые тоже звучали в прямом эфире, но это было не всё. Последним музыкальным инструментом в зале стал полифон начала XX века. В отличие от граммофона, усилитель звука вмонтирован в деревянный корпус с двумя створками внизу. Мощности полифона хватает на танцевальный зал.

И это чудо техники чуть было не стало тумбочкой для украшения комнаты, потому что поступил полифон в музей в нерабочем состоянии. Андрей Веретенников, коллекционер и руководитель музея «Мир говорящих машин», помог отремонтировать инструмент. Именно он стал следующим гостем «Ночи в музее». В прямой эфир из собственного музея он вышел вместе с женой Евгенией.

Анастасия Бездудная и Евгения Веретенников

Именно во время «Ночи в музее» пять лет назад и состоялась первая выставка музыкальных машин из коллекции семьи Веретенниковых. А сегодня они содержат собственный музей. Граммофоны – важная часть звукозаписи. Но первыми носителями звука были восковые валики. Они очень хрупкие, но до сих пор хранят голоса Александра Блока, Анны Ахматовой и других великих людей прошлого.

На смену валикам пришли граммофоны, которые можно было уже тиражировать. Евгения включила на граммофоне пластинку, которая является символом Дальнего Востока – вальс «На сопках Маньчжурии».

На смену приходят беструбные патефоны, которые можно носить с собой, слушать на открытом воздухе. На военном патефоне зрители насладились композицией, которая тоже связана с Дальним Востоком – «Три танкиста». В основу песни легли события на озере Хасан в 1938 году.

«Храните деньги в сберегательной кассе»

Акция продолжилась на втором этаже «Музея Амура». «Гродековцы» не могли обойти вниманием главный праздник этого года – 75-летие Победы. Поэтому военную тематику отразили в чтении рассказа «Серёжкина война». Эта повесть хранится в музейном фонде, а прочитала её отрывок Ирина Батраченко, напомнив об ужасах войны через детские воспоминания мальчика Серёжи.

Приближаясь к пику акции, зрители прямого эфира оказались в сердце музея – хранилище. Здесь сотрудники организовали викторину «В тени и на свету». Зрители писали свои варианты ответа в комментариях, угадывая по тени или по описанию, что за музейный экспонат они видят на экранах смартфонов.

Загадывали чугунный утюг с откидывающейся крышкой, крупарушку для измельчения крупы, которую спутали с веретеном и кофемолкой. «Восьмидесятники» узнали компостеры, которые выбивали номера на билетах в городском транспорте. А чашеобразные предметы с выемкой для свечи хабаровчане перепутали с пепельницей, но потом быстро исправились, вспомнив о том, что это жирники.

Больше всего зрителей заинтересовал металлический бочонок с прорезью для монеток и замочной скважиной. Такие копилки выдавали в сберегательной кассе, когда человек заводил сберегательную книжку. Ключ оставался в кассе. Как только копилка наполнялась доверху монетками, то её вскрывали и добавляли деньги на сберегательную книжку. В 20-30-е годы прошлого века такие копилки были агитационным материалом для популяризации банковского дела.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Новый корпус не зря назван «Музеем Амура», здесь обитают амурские рыбы и черепаха. Это единственные живые существа, которые находятся в музее постоянно, независимо от режима самоизоляции. К трансляции присоединилась Евгения Цай с синдромом Дауна и рассказала об аквариумных обитателях музея. Девушка вместе со своей семьёй является партнёром музея в рамках подготовки инклюзивных музейных программ. Гродековский музей

Евгения Цай рассказала о рыбах, которые живут в аквариумах музея

На экране смартфонов зрители наблюдали три больших и шесть маленьких аквариумов, где живут 45 видов амурских и четыре вида декоративных рыб. Зрители смогли увидеть аквариумы сверху, откуда сотрудники кормят рыб. Если бы не онлайн-формат, то посетителям музея вряд ли удалось бы увидеть рыб с такого ракурса. Некоторые рыбки даже выныривали на поверхность.

Целый отдел следит за жизнедеятельностью холоднокровных. Их кормят почти каждый день, кроме понедельника. У них, как и у людей, бывают разгрузочные дни. Они привередливы в еде, поэтому едят сухой и растительный корм, мальков и нарезку из рыбы. Андрей Спицин, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности, мальков собственноручно вылавливает из Амура, а все остальные корма заказывают из Калининграда, иностранного производства и высшего качества.

Рыбы живут в музее уже 12 лет, они дорастают тут до полового возраста и их выпускают на волю в Амур. У сотрудников музея давно есть мечты о том, чтобы отслеживать судьбу рыб, которых они отпускают в свободное плавание. Но пока не куплены специальные маячки, это остаётся мечтой.

Среди амурских рыб затерялась пресмыкающаяся американка. Черепаха красноухая – не типичная обитательница для Амура, она южно-американского происхождения. Оказалась она в музее из-за беспечных хабаровчан. Они приобрели эту черепаху, но не смогли за ней ухаживать, поэтому отдали её в музей. С 2013 года она и нашла здесь свой приют. Гродековский музей

О гигантах на улице

Зрители, сидя дома, всё-таки смогли «подышать» свежим воздухом, проследовав в аллею парковых скульптур. Сотрудник музея Ирина Николаевна подробно рассказала о скульптурах, которые в советское время стояли в парках, стадионах, дворах и детских лагерях. Их удалось собрать из разных районов, отреставрировать и посвятить им аллею. Это совпало со временем открытия нового корпуса музея.

До постройки этого здания здесь был деревянный навес, где хранился скелет кита финвала. Городу его подарил владелец дальневосточной китобойной флотилии в 1901 году. Финвала зрители рассмотрели во время прямой трансляции, но вряд ли многие знали, что это второе по величине млекопитающее после синего кита. Но самыми тяжеловесными экспонатами музея являются пушечные батареи. Они появились около музея благодаря перевооружению армии. Гродековский музей

После прогулки обычно «просыпается» аппетит, поэтому зрителям показали те самые яблоки, которые уже ждали Ивана Крюкова и Нину Маркову в кабинете гендиректора. А перед этим «гродековцы» попрощались со зрителями, обещая встретиться ровно через год на том же месте, только лично.

Фото из трансляции

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен