Один из самых примечательных предметов экспозиции западноевропейского искусства Дальневосточного художественного музея – большая ваза (высотой 81 см), созданная на Мейсенской мануфактуре в конце XIX века (рис.1). мейсенский

Эта ваза – свидетельство сохранения традиций мануфактуры на протяжении веков. Модель такого типа ваз (главное фото) разработана в 1741 году одним из лучших мейсенских скульпторов Иоганном Иоахимом Кендлером. мейсенский

(рис.1)

Название формы«ваза с белыми шарами» говорит еще об одной находке этого гениального мастера. Он перенес из мира природы в мир искусства один из декоративных сортов калины, соцветия которой представляют собой большие шары, собранные из мелких белых цветов. Название сорта калины «снежный шар» закрепилось и за фарфоровым декором, впервые воплощенным Кендлером в 1739 году и ставшим «визитной карточкой» Мейсена. Почти вся поверхность музейной вазы покрыта и мелкими цветками калины, налепленными вручную, и шарами соцветий.

Несмотря на то что это произведение трехмерного искусства, ваза рассчитана на рассматривание прежде всего с одной стороны. На этой, лицевой, стороне вазы три резерва: в верхней части тулова – портрет, ниже – картуш с изображением герба Саксонии, а на крышке картуш с монограммой. Картуши имеют причудливую рокайльную форму, в которой угадываются и силуэты морских раковин, и растительные мотивы.

И вазу, и крышку «населяет» множество персонажей: женские крылатые фигуры, путти – держащий корону и обнимающий крышку, и различные насекомые. Обвивает вазу широкий стебель виноградной лозы с позолоченными листьями, прикрепленными к тулову вазы.

Оборотная сторона вазы, конечно, не так эффектна, как передняя, но все же декорирована в истинно мейсенском стиле (рис. 3). Вся «спинка» сосуда покрыта цветками калины и листьями винограда. В районе плеч по центру расположена раковина гребешка, а крышка завершается изысканно изогнутым нежно-зеленым листком. мейсенский

(рис.3)

«Со спинки» легче читается форма этой вазы: с широкими плечами, объемным, но фигурным туловом на высокой ножке, она напоминает древнюю, пришедшую еще из Древней Греции, форму кратера – сосуда для смешивания напитков.

Роспись вазы выполнена в соответствии с заданными уже рельефными формами – в стиле рококо, предпочитавшемнежные, приглушенные цвета: рисовальщик использует розовый, голубой, светло-зеленый, фигурки покрывает красками телесного цвета.

К сожалению, ваза не в идеальной сохранности, отбиты фрагменты короны, которую держит путто внизу тулова вазы, крылья у фигурок, утеряны корона на самом верху крышки и птица, сидящая в листьях лозы на ножке вазы. О последних утратах можно догадаться только при сравнении музейной вазы с моделью И. И. Кендлера.

В музей ваза с портретом поступила в 1958 году из Краевого управления культуры.Первоначально изображенного на портрете сочли за российского императора АлександраII – по наличию некоторого сходства с его известными портретами, а также адресовав ему монограмму, которую можно прочесть и как «А», и как «AL». Дата создания вазы (1898 год) и герб Саксонии на ней натолкнули на предположение, что созданная уже после смерти Александра, в год открытия его памятника, она могла даром Саксонии России, приуроченным к этому событию.

В настоящее время благодаря изысканиям наших коллег мы знаем, что на самом деле на портрете изображен король Саксонии Альберт I. Этот правитель в качестве дипломатических подарков часто использовал продукцию Мейсенской мануфактуры. Во время его правления мейсенские мастера по моделям XVIII века создавали вазы с портретами самого Альберта I и его супруги как парные, которые также могли быть дипломатическими подарками.

Возможно, именно как такой подарок музейная ваза стала собственностью некоей российской коллекции, а через несколько десятков лет, в советское время, была передана в Дальневосточный художественный музей.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Лекиф из Трои в коллекции Дальневосточного художественного музея, читайте материал по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен