Существует некая преемственность в судьбах хабаровских памятников архитектуры. Так, в бывшем здании общественного собрания поселился Театр юного зрителя, а в помещениях военного собрания сейчас находятся художественный музей и филармония. Вот и кинотеатр «Совкино» занимает место дореволюционного иллюзиона. Правда, в то время всё здание кинотеатром не было. Это был ещё один доходный дом, помещения которого сдавались в аренду. В том числе и под иллюзион.

Аптекарь и собственник

Участок, на котором расположился доходный дом Зандау, уже до строительства успел сменить несколько владельцев. В 1904 году эту землю у городского самоуправления купил полковник Бореславский. Он не успел как-либо отстроиться на этом месте, так как почти сразу же продал его уездному врачу Христиану Петровичу Коппелю, а тот в свою очередь в 1905 году перепродал его новому владельцу – Виктору Фёдоровичу Зандау. Последний оставался собственником участка весь дореволюционный период.

Виктор Фёдорович был известным в Хабаровске аптекарем. По образованию он был провизор. Служил в полевом госпитале русской армии в Маньчжурии, в городе Гирине. В 1900 году он вышел в отставку и вместе с женой Еленой переехал в Хабаровск. Вначале он стал управляющим первой «вольной» городской аптеки, открытой в 1891 году и располагавшейся в одноэтажном деревянном здании на углу улиц Муравьёва-Амурского и Поповской (сейчас улица Калинина). На этом посту он сменил Генриха Генриховича Лухта, которого отстранили из-за жалоб на слишком высокие цены за лекарственные препараты. Позже Зандау открыл уже собственную частную аптеку, где торговал не только аптекарскими товарами, но ещё и оптикой, фотографическими принадлежностями, парфюмерией, а также минеральными и фруктовыми водами.

Доходный дом Зандау с пристроенным одноэтажным магазином. Источник: dkphoto.livejournal.com

Дела шли хорошо, поэтому Виктор Фёдорович смог приобрести ещё немного городской недвижимости. Ему принадлежало два участка, располагавшихся по соседству – на улице Муравьёва-Амурского и на улице Барабашевская (сейчас Запарина). На этом смежном владении и возник каменный трёхэтажный дом с полуподвалом, с выразительным трёхгранным эркером, завершающимся куполом на барабане, украшенном фресковой росписью. Кроме него, на этом участке ещё находились каменный одноэтажный дом, деревянный дом, каменная конюшня на два отделения, цинковый пакгауз, а также две торговые лавки. Немного дальше, на улице Поповская, у Виктора Фёдоровича был ещё один участок, тоже с постройками. На нём стояли два пакгауза и два деревянных дома. У одного из них стены снаружи были обложены кирпичом. Квартиры в этих домах сдавались в наём. Однако, из всех этих построек сохранилась только одна – доходный дом.

Туманное прошлое

К сожалению, точных данных о сроках постройки этого дома нет. Как и сведений о том, кто был его архитектором. Два исследователя высказывают разные точки зрения. Краевед Анатолий Михайлович Жуков считает, что Зандау начал строительство доходного дома почти сразу после приобретения участка, и предполагает, что в 1906 году здание уже было построено. А вот доктор архитектуры Николай Петрович Крадин высказывает точку зрения, что дом был построен позже. Поводом для такого мнения стала необычная архитектура здания. Своей композицией, формами и членениями оно похоже на особняк прима-балерины Матильды Кшесинской, построенный в Петербурге в 1906 году по проекту архитектора Александра Ивановича фон Гогена. На основании этого Николай Петрович считает, что строительство доходного дома Зандау могло произойти не раньше 1908 года, после опубликования чертежей особняка Кшесинской в журнале «Зодчий», который получали и в Хабаровске.

Особняк Кшесинской в Петербурге. Источник: personaltours.ru

Правда, сам же Крадин высказывает и другую гипотезу, допускающую более раннее появление этого здания. Дело в том, что в начале XX века архитектор фон Гоген имел самое прямое отношение к Дальнему Востоку. Он был приглашён в Порт-Артур и стал автором генерального плана и застройки центральной части города. По его проектам в 1899 – 1902 годах построены православный собор, дворец наместника Дальнего Востока генерала А.И. Алексеева и здание военного собрания. Теоретически, в это время он мог разработать и проект доходного дома Зандау в Хабаровске. Однако, подтверждений подобной гипотезе пока не найдено

Рождение иллюзиона

В своём доходном доме сам Зандау не жил, да и собственных магазинов в нём не держал. Все помещения трёхэтажного каменного здания сдавались в аренду. Вначале здесь открылась гостиница «Бельведер» на втором этаже в правом крыле. В левом крыле разместилась кофейня вместе с постоянно действующим кинозалом «Гранд-Иллюзион», открытым в 1910 году хабаровским купцом Соломон Моисеевич Купер и приморским предпринимателем М.Я. Алексеевым. А в центральной части первого этажа находилась электрофотография «Идеал».

Но вернёмся к иллюзиону. В 1913 году после смерти Купера Алексеев объединился с известным в Сибири киноподвижником Антоном Михайловичем Дон-Отелло. Родившийся в Италии Антонио Микеле Донателло уже в возрасте восьми лет с родителями уехал в Россию. Некоторое время они жили на Кавказе, где отец семейства зарабатывал игрой на шарманке. Повзрослев, Антонио (точнее, уже Антон) переехал в Иркутск. Здесь он открыл первую городскую частную киностудию. Возможно, он даже был первым иркутским кинооператором. По приглашению Алексеева он переехал в Хабаровск, где продолжил свою деятельность, связанную с кино. 

Смена собственников

В годы революции и гражданской войны иллюзион продолжал работу, хоть и не без трудностей. Здание пострадало во время обстрела Хабаровска японцами в 1920 году, но не настолько, чтобы прекратить деятельность. После небольшого ремонта «Гранд-Иллюзион Алексеев и Дон-Отелло» возобновил работу, чего не удалось его конкурентам. Во время того же обстрела значительно пострадал находящийся рядом доходный дом Волковинского, в котором располагался «Гранд-Иллюзион Подпах». Из-за серьёзных разрушений здания этот иллюзион прекратил работу.

И всё же к октябрю 1922 года кинопрокатная деятельность Алексеева и Донателло прекратилась. Антон Михайлович был арестован как буржуа на четыре месяца. После освобождения он уехал в Харбин, где вместе с тем же Алексеевым открыли новый кинотеатр «Палас». Кстати, бывший собственник дома, сам Зандау, также вместе с супругой уехал из страны. И тоже оказался в Харбине.

В 1923 году новая власть муниципализировала доходный дом. Зандау протестовал из Харбина, но безуспешно. В марте 1923 года бездействующий иллюзион арендовал лесопромышленник Архипов. Ему пришла в голову идея возродить иллюзион – ведь в аренду он получил не только здание, но и уцелевшее оборудование кинотеатра. Летом 1923 года бывший иллюзион возобновил работу, но уже как советский кинематограф «Мираж». Однако, долго Архипову заниматься кинопрокатом не пришлось.

17 июля 1923 года бывший доходный дом вновь поменял собственника. Вместо Архипова здание передали в аренду на два года нэпману (современным языком, предпринимателю) К.М. Козыреву под иллюзион и кофейную. Он становится новым собственником кинотеатра «Мираж», но не долго. Уже в 1924 году здание и у него отобрали.

От «Миража» до «Совкино»

За первую половину 20-х годов доходный дом Зандау из иллюзиона постепенно превратился в первый советский кинотеатр Хабаровска, пока ещё известный под названием «Мираж». В 1924 году, отняв здание кинотеатра у Козырева, его передали детской комиссии. Вскоре в нём разместилось Добровольное общество дружбы детей. И тоже ненадолго. С весны 1925 года в здании расположился кинозал «Далькино», который с мая того же года получил более привычное для хабаровчан название – «Совкино».

«Совкино» стал полноценным кинотеатром. В нём был самый большой зав в Хабаровске на тот период – на 440 мест. Однако, его уже было мало для жителей города, так что вскоре появился более вместительный конкурент – кинотеатр «Гигант». Но «Совкино» от этого не перестал быть менее популярным. Тем более, что он тоже шёл в ногу со временем и, как и во всех кинотеатрах в 30-е годы в нём завершилась «немая» эпоха: в 1935 году кинотеатр был оснащён звуковым оборудованием .

К сожалению, годы «Совкино» не щадили, и к 1987 году его здание окончательно обветшало. Кинотеатр был закрыт на реставрацию. Но из-за начавшихся процессов в стране его ремонт затянулся почти на 10 лет. Тем не менее, несмотря на все трудности постперестроечной эпохи, в январе 1996 года взамен старого «Совкино» открылся новый красивый и вместительный кинотеатр, хоть и со старым названием. Во время ремонта поступали предложения вернуть кинотеатру название «Мираж», но поддержки эти идеи не получили.

Кинотеатр Совкино. Источник: tophotels.org

Обновлённый «Совкино» изменил немного свой внешний и более значительно - внутренний. Был достроен третий этаж, отреставрировали фасад. Благодаря внутренней перепланировки помещения стали больше. Большой зал с балконом увеличил свою вместительность до 485 мест.

Сейчас «Совкино» вполне отвечает представлениям о современном кинотеатре. Система DOLBY DIGITAL, установленная в 2000 году, четыре зала, вместительностью более 500 человек и оборудованные новыми креслами. Каждый зал получил своё название, причём два из них – исторические, напоминающие о прошлом кинотеатра. Самый большой зал называется «Гранд-иллюзион», а электронный зал – «Мираж» в память о прежних именах старейшего сохранившегося кинотеатра Хабаровска. А ещё современный «Совкино» интересен тем, что на его безе регулярно проходят кинофестивали и ретроспективы, и у зрителей есть возможность посмотреть европейские и азиатские фильмы, не выходившие в широкий российский прокат.

История доходного дома Зандау оказалась так тесно слита с кинематографом, что сейчас кроме памятной таблички практически ничто не напоминает о бывшем назначении здания. Резва только книги и статьи по истории города.


  • От торговли до библиотеки: история доходного дома Плюсниных - по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен