Как и другие хабаровские церкви, Алексеевская церковь была снесена в годы Советской власти. А свидетельств о ней оказалось настолько мало, что даже место, где она находилась, многими оказалось забыто. История церкви продолжит наш рассказ о культовом зодчестве дореволюционного Хабаровска. 

Книга Хабаровск (1979). Источник: Ozon.ru

Алексеевской церкви Хабаровска повезло меньше всех. Иннокентьевскую восстановили почти в первозданном виде. Недалеко от того места, где стоял успенский собор, в память о нём и другим утерянным в советский период церквям, возвели новый собор-часовню. А вот Алексеевская, находившаяся в районе перекрёстка современных улиц Ленина и Волочаевской, оказалась безвозвратно утеряна. И даже память о месте её нахождения была искажена в интернет-пространстве. С лёгкой руки какого-то «развенчателя» авторитетов она оказалась перенесена на площадь Славы. Слишком велик оказался для кого-то соблазн обвинить любимую многими хабаровчанами книгу «Хабаровск» (12+) 1979 года в неточности.

Нападкам подверглась утверждение, что площадь Славы – самая молодая в городе. Анонимный автор утверждал, что площадь столь же стара, как и город, называлась Алексеевской, и именно на ней стояла Алексеевская церковь. Однако «ниспровергатель» совершенно забыл о второй популярной и неоднократно переиздаваемой книге «Старый Хабаровск» (12+), написанной замечательным хабаровским краеведом и специалистом по истории архитектуры Николаем Петровичем Крадиным. Иначе пришлось ему сбрасывать с пьедестала ещё одного автора. А вместе с ним и архивные материалы, на которые опирался исследователь, свидетельствующие об ином месте её размещения.

Третья каменная

Алексеевская церковь была третьим каменным православным храмом дореволюционного Хабаровска. О двух других – Иннокентьевской церкви и Успенском кафедральном соборе – мы уже рассказывали в наших материалах. Были в городе и другие храмы - домовые церкви и деревянная церковь Рождества Христова, но о них можно поговорить как-нибудь в другой раз. А Алексеевская церковь, о которой пойдёт речь сегодня, разделила общую судьбу каменных храмов Хабаровска.

Н.И. Гродеков. Источник: ru.wikipedia.org

Идея её сооружения возникла в конце XIX века: в пятнадцатитысячном городе ощущалась необходимость в третьем большом храме. Иннокентьевская церковь и Успенский собор могли вместить лишь до тысячи молящихся, что для такого количества жителей было крайне мало. Так, 19 ноября 1897 года был учреждён специальный комитет по постройке храма, назвать который решили в честь святого Алексия, человека Божия. Он был сыном римлянина Евфремиана и жил в начале V века. Прожив многие годы пустынником, он решил вернуться домой, но даже родители и невеста не узнали его. Так он и жил среди них, неузнанным, продолжая блюсти пост и совершать добрые дела. Лишь после смерти чудесным образом открылось его происхождение. Алексия похоронили на Авентинском холме, а в 1216 году над его могилой поставили церковь, названную его именем. Он особо почитался православной церковью и стал покровителем дальневосточного казачества. Вначале это было Забайкальское казачье войско, войсковой праздник которого приходился на 17 марта – день преподобного Алексия. В 1858 году из забайкальских казаков выделилось Амурское казачье войско, которое также почитало Алексия как своего покровителя.

Выбор духовного покровителя церкви был вполне объясним: времена были неспокойные, и безопасность дальневосточных границ ложилась на плечи казачьих войск. В Китае вспыхнуло направленное против иностранцев Ихэтуаньское восстание, во время подавления которого российские войска заняли территории Маньчжурии. Проявили в этих военных действиях себя и казаки. Под влиянием этих событий Приамурский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков, который был ещё и командующим войсками Приамурского военного округа, пожертвовал на сооружение нового храма 10000 рублей. Так началось строительство.

Затянувшееся строительство

К тому времени, как поступило пожертвование от Гродекова, комитет по постройке храма уже собрал 14000 рублей, и даже некоторые строительные материалы. И комитет воззвал к мирянам с предложением вносить посильные пожертвования на строительство новой церкви. А городская дума выделила под новый храм участок земли. Место для неё отвели на площади, находившейся в месте пересечения улиц Барановской (сейчас Ленина) и Корсаковской (Волочаевская). Так, храм должен был появиться на одной из возвышенностей города, и стать хорошо видимым для горожан.

Однако пожертвования поступали слабо. И это не удивительно: времена были не самые благоприятные. Вначале экономический кризис, затем русско-японская война, за которой последовала первая русская революция. Финансами население было не слишком обременено, поэтому к январю 1907 года на храм удалось собрать чуть более 28000 рублей, а строительных материалов – на 2400 рублей. Но несмотря на трудности, в апреле заготовка материалов стала вестись более активно: к месту строительства начали подвозить лес, песок, камень и другие материалы. А 3 июля 1907 года осуществили торжественную закладку храма. Работами по надзору за строительством безвозмездно взял на себя военный инженер Редько.

К сожалению, строительство храма шло столь же медленно, сколь и подготовка к нему. К июню 1910 года даже стены Алексеевской церкви не успели довести до основания сводов. Лишь за лето эта часть строительных работ была завершена. После этого предстояло построить железобетонные своды, что для хабаровчан было тогда новшеством. Их возведение шло два лета подряд. Предпринимались все возможности, чтобы к осени 1912 года закрыть храм сверху.

Недолгий век Алексеевской церкви

К осени 1912 года основные работы были завершены. Кирпичная кладка стен и куполов была завершена, и даже успели покрыть крышу церкви. Из-за нехватки средств неоконченными остались лишь пять главок. Понимая невозможность собрать оставшуюся сумму своими силами, строительный комитет обратился в Синод с просьбой выдать субсидию. Обратились за помощью к прихожанам.

Только летом 1914 года основные строительные работы смогли завершить. Купола были устроены, а стены отштукатурены. Также настлали временные деревянные полы и сделали временные дровяные печи. Последнее по причине невозможности провести паровое отопление. Стоило всё это немногим более 15000 рублей.

6 октября 1914 года храм был освящён в присутствии администрации города и края. Но стоять ей на этом месте долго не пришлось. Изменения, как и в отношении множества других культовых сооружений, произошли в Советский период. Вначале переименовали площадь, на которой стояла церковь: из Алексеевской, названной так в честь храма, она превратилась в Волочаевскую, а позже – в Пожарную. В 1932 году дошла очередь и до церкви: сперва её закрыли по настоянию молодых безбожников, а затем полностью снесли.

Тайна места

Успенская церковь (Харбин). Источник: wiki2.org

Когда-то у специалистов в наличии была лишь одна фотография, по которой не так просто было представить облик Алексеевской церкви, так как на снимке она была запечатлена издалека. Но уже тогда Николай Крадин предположил, что образцом для неё послужила Успенская церковь в Харбине, которая была возведена русскими инженерами на Новом кладбище и освящена в 1908 году. Возможно, это было сделано по совету Николая Гродекова, который несколько раз был в Харбине и, скорее всего, видел в нём все русские храмы. Фотографии, имеющиеся в широком доступе на сегодняшний день, вполне подтверждают предположение исследователя о сходстве двух этих церквей центричной композицией, деталями и стилистикой.

Внешний вид пятиглавого Алексеевского храма – не единственная его загадка. Не менее серьёзный вопрос – где он находился. Даже отбрасывая абсолютно беспочвенное предположение о площади Славы, вопрос остаётся открытым: кроме упоминания, что ей было отведено место посередине площади, более точных сведений нет. Это породило гипотезу, высказанную другим известным хабаровским краеведом – Анатолием Михайловичем Жуковым, что церковь была снесена не до конца, и её бывший вход превратился в трёхгранный ризалит здания бывшего управления войск ПВО Дальневосточного военного округа. Однако соглашаются с краеведом далеко не все. Противники его версии считают, что Алексеевская церковь не «вписывается» в пропорции нового здания и находилась на существенном отдалении от Корсаковской (Волочаевской) улицы.

Здание ПВО ДВО. Источник: theconstructivistproject.com

В каком бы месте бывшей Алексеевской площади не находилась Алексеевская церковь, она стала ещё одной утратой дореволюционного Хабаровска, воспоминания о которой хранят лишь старые фотографии.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен