«Я умираю, но не сдаюсь…»: Дальневосточники — защитники Брестской крепости
29 июня 1941 года во время прорыва из Брестской крепости на вопрос своего подчиненного: «Вы с нами, товарищ лейтенант?», командир 9-й пограничной заставы Брестского пограничного отряда Андрей Митрофанович Кижеватов ответил: «Некуда мне идти. Здесь наша застава, а я ее командир!»
Только через много лет после окончания войны страна узнала о героическом подвиге гарнизона Брестской крепости. Гарнизона, который сражался в тяжелейших условиях. Гарнизона, который умирал, но не сдавался…
8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой» за героическую оборону в июне — июле 1941 года. Этой высшей степени отличия удостоены единственная крепость и двенадцать городов Советского Союза, которые прославились героической обороной во время Великой Отечественной войны. Звания «Город-Герой» удостоены Ленинград (с 1991 года — Санкт-Петербург), Волгоград (до 1961 года — Сталинград), Киев, Севастополь, Одесса, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск и Смоленск.
«Играет оркестр военной поры»
Защищали крепость и наши земляки — дальневосточники. Одним из них стал младший сержант, кларнетист музыкантского взвода 125-го стрелкового полка Константин Михайлович Буров.
Будущий защитник крепости родился в 1916 году в селе Бея Енисейской губернии.
В феврале 1940 года студент первого курса Алма-Атинского юридического института был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. Служить ему довелось музыкантом в составе 125-го стрелкового полка 6-й Орловской Краснознаменной стрелковой дивизии, дислоцированного на территории Брестской крепости.
Из воспоминаний К. М. Бурова: «… Из командного состава помню батальонного комиссара, заместителя командира полка по политической части товарища Дербенева, начальника штаба полка майора товарища Сичкарь и командира 1-го батальона товарища Шабловского.
Личный состав нашего музыкального взвода сначала состоял из 13 человек, а потом пополнялся новыми музыкантами за счет призывников нового пополнения. Многих музыкантов помню и сейчас: Рыжко Николай — старшина, трубач, Гаврилов Георгий, младший сержант, трубач, Ланин Георгий — рядовой, баритонист, Горбатков Константин, младший сержант, трубач, Шишков Михаил — замполит, альтист, Герман Александр — рядовой, трубач.
Накануне войны в 125-м стрелковом полку протекала обычная армейская и мирная жизнь, занятия по боевой и политической подготовке, спортивные соревнования, просмотр кинофильмов и своей полковой художественной самодеятельности.
В художественной самодеятельности участвовали все музыканты, бойцы из других подразделений, командиры, их жены и дети. Число участников художественной самодеятельности достигало 100 человек. Непременной участницей была военный фельдшер Раиса Абакумова.
К нам часто приходили музыканты из 333 стрелкового полка, и мы вместе проводили репетиции духового оркестра. Дирижировал сводным оркестром лейтенант Николай Клыпа. Мы все хорошо знали и его 14-летнего брата Петю Клыпа, игравшего с нами в оркестре.
… 20 июня 1941 года. По приказу командира полка были сданы на склад карабины, находившиеся на вооружении музвзвода. Другого оружия не было получено. На закате солнца над Брестом показались два немецких «ястребка». Все были удивлены, но никакого приказа от командиров не поступило.
21 июня. В это же время, как и в первый день, два таких же немецких «ястребка» повторили свою попытку. Сделали два круга над Брестом и удалились вдоль границы. Наши самолеты почему-то не вылетали, чтобы отогнать немецкие самолеты. На закате солнца батальонный комиссар товарищ Дербенев и приехавший с учебы наш бывший командир полка обходили казармы. В том числе они зашли к нам. У нас в это время был свободный час. Они поздоровались и ушли в казарму роты связи. Вечером на косогоре, против штаба 125 стрелкового полка, демонстрировалась для бойцов картина о выращивании хлопка. Закончилось кино, и примерно в 23.00 бойцы были в казармах, готовились к «отбою» — ко сну. В казармах музыкального и комендантского взводов размещались шофер Ковалев Степан, художник клуба Ефанов, повар Савельев, писарь полка Зеленов, слесарь Скляров, киномеханик и кладовщик.
Наша казарма располагалась в центре крепостного вала. Слева, к северо-западным воротам, находились здания армейской библиотеки и «Ленинской комнаты». Справа — казармы роты связи и склад боепитания. Все эти помещения были построены из кирпича с толстыми стенами, с таким же кирпичным потолком, засыпанным землей слоем примерно 4-5 метров. Окна ограждены стальными решетками. Эти помещения раньше использовались под склады. В 50-ти метрах от здания «Ленинской комнаты» — длинное кирпичное здание с двумя этажами. На первом этаже расположился штаб полка, на втором этаже — гауптвахта, а дальше — полковая школа. Напротив нашей казармы в 200 метрах — столовая, а рядом — вещевой склад. Напротив склада боепитания в 100 метрах — конюшня.
В 23 час. 30 мин. По радио из Москвы, как всегда, передавали последние известия о мирном созидательном труде советских людей. И, как обычно, в 24.00 прозвучал бой часов Спасской башни, Интернационал… Брестская крепость отходила к мирному и спокойному сну…
…От страшного грохота, свиста снарядов, оглушительных взрывов, звона битого стекла и стона раненых мгновенно все повскакали с постелей. Полулежа на полу в трусах, бойцы стали одеваться, обуваться. Каждого трясло, как в лихорадке. От дыма, пыли и копоти стало трудно дышать. Кто-то крикнул: «Газы! Одевайте противогазы!». Противогазы находились рядом в музкомнате. Несколько бойцов из нашей роты спросонку выбежали из казармы и были убиты или тяжело ранены. Мы их из-под огня затаскивали в казарму и делали раненым перевязки. Особенно смело действовали Горбатков, Шишов и Рылинг. В противогазах стало трудно дышать, и их сняли сначала раненые, потом все остальные.
Мы поняли — началась война. Нужно было найти оружие и боеприпасы. Я знал, где можно было взять оружие, и предложил Горбаткову, Рылингу и Герману пойти со мной. Мы выскочили из казармы и бросились к складу боепитания. Впереди и сзади нас рвались снаряды. Добежав до склада невредимыми, мы увидели на дверях замок. Схватили лежащую у двери трехметровую стальную трубу и ею сбили замок. Взяли пулемет «Максим», много винтовок, ленты, патроны, гранаты. При возвращении в казарму я почувствовал ожог в левой ноге выше колена. При перевязки был вытащен небольшой осколок от снаряда. Оружие подняло боевой настрой ребят. Его разобрали и стали готовиться к бою. Пулемет оказался с капризами, но боец Савельев сумел его настроить и привести в боевую готовность.
Артиллерийский обстрел крепости стих. Началась бомбежка с воздуха: немецкие самолеты армадой навалились на Брест, беспрестанно сбрасывая тонны бомб. В период бомбежки из нашей казармы ушли к штабу полка комендантский взвод, писарь Зеленков и шофер Степан Ковалев. Минут через пять около нашей казармы показались заместитель командира полка товарищ Дербенев и писарь Зеленков. Мы все слышали, как комиссар сказал: «Братцы, вооружайтесь», а сам побежал вдоль вала, а писарь остался с нами…».
Константин Михайлович возглавил отделение воинов музыкантов. Был несколько раз ранен, контужен.
В ходе обороны крепости 26 июня 1941 года он попал в плен. Был освобожден в 1945 году. В этом же году вернулся на территорию СССР.
Впоследствии проживал в городе Бикин Хабаровского края.
Первый бой
Крепость защищали и другие жители Хабаровского края.
Так, после войны в поселке Переяславка района имени Лазо Хабаровского края проживал ветеран Великой Отечественной войны, уроженец села Буглаи Краснопольского района Могилевской области Козлов Василий Ефимович. До войны он успел окончить Могилевскую фельдшерско-акушерскую школу.
Фельдшер санитарной части 333-го стрелкового полка сержант Козлов был призван в армию в феврале 1940 года и после распределения попал для дальнейшего прохождения воинской службы в Брест, в 6-ю Краснознамённую стрелковую дивизию.
Утром 22 июня казармы 333-го стрелкового полка после обстрела и последовавшего за ним обрушения стен оказались отрезанными от остального гарнизона цитадели.
Под командованием одного из лейтенантов, оказавшихся в расположении роты, красноармейцы организовались, разобрали забитые двери и проникли в полковую школу, откуда спустились в подвал. Здесь они приняли свой первый бой.
26 июня 1941 года Василий Ефимович был ранен и попал в плен, где находился вплоть до 1945 года.
За мужество и героизм, проявленные при обороне Брестской крепости, Козлов Василий Ефимович 8 февраля 1958 года был удостоен ордена Красной Звезды.
После войны работал фельдшером участковой больницы Хорского леспромхоза и жил в поселке Переяславка района имени Лазо Хабаровского края. В 1980 году вышел на пенсию.
История солдата
Корнейко Леонид Матвеевич родился 10 августа 1918 года на Украине. Из-за тяжелого семейного положения он окончил всего 3 класса. В 1939 году был призван в армию. Попал служить в 42-ю стрелковую дивизию. К 1941 году она дислоцировалась на западной границе в районе Бреста.
Был участником боев в Брестской крепости. Сумел пробиться к своим и продолжил воевать с врагом.
Леонид Матвеевич воевал на Северо-Западном, Калининском, Волховском, 3-м и 2-м Прибалтийском, Ленинградском фронтах. Помимо прочего, участвовал в освобождении от врага территории Смоленской области и Белорусской ССР, дошёл до Германии.
Медали «За отвагу» орудийный номер батареи 3-го дивизиона 28-го гвардейского минометного полка Ленинградского фронта младший сержант Леонид Матвеевич Корнейко был удостоен за то, что: «… в боях с немецкими захватчиками неоднократно показывал примеры мужества и отваги. За время боев 2 и 3 апреля [авт. — 1945 г.] тов. Корнейко дважды во время обстрела огневой позиции, рискуя жизнью первым бросился к орудию, готовя его к бою, тем самым способствовал своевременному открытию огня, в результате которого было отбито 3 контратаки противника, уничтожено 50 солдат и орудие прямой наводки.»
Получил ранение в Чехословакии, где и остался на излечении.
После выздоровления Леонида Матвеевича направили на Дальний Восток, где он принял участие в освобождении Сахалина от японских милитаристов.
При создании статьи использованы материалы воспоминаний Бурова Константина Михайловича, Центрального архива Министерства обороны РФ, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Военно-медицинский музей» Министерства обороны РФ, МБУК «Одинцовский историко-краеведческий музей».
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен