Возле этого стола на ярмарке выходного дня я остановилась случайно - увидела забавные, почти живые фигуры, мастерски вырезанные из дерева. Позади них сидел и сам мастер - хабаровчанин с седыми висками и в байкерской кепке. Он мне и поведал, откуда берутся такие чудесные творения. резьба по дереву хабаровск

Борис Мирвинский

- Это фигуры Павла Меженкова. О нем надо писать статью, а не обо мне, - скромничает Борис Мирвинский. - Я еще учусь. Резьбой увлекся лет восемь назад. Меня давно тянуло к этому делу, хотя ни рисовать, ни лепить я не умею. Просто начал сам резать по доске. Резал узоры, буквы, надписи… Друзья, заметив такое увлечение, познакомили меня с преподавателем хабаровского училища искусств Владимиром Сызранцевым. Как сейчас помню его слова: «Ты практически мой одногодок, как тебя учить?! Изначально надо руки тебе оторвать и заново пришить. Вот как режешь, так и режь, а я буду помогать». И я резал, а он правил. Потом уже познакомился с Павлом Меженковым, сейчас работаю в его столярном цеху.

- Самое сложное для меня - увидеть объем. Все-таки люди рождаются гениями, надо быть творческим человеком изнутри, а не самоучкой, - считает Борис. - Я в пропорциях теряюсь, а Павел берет доску и без рулетки, без карандаша режет картину, глядя на фотографию! Сейчас я с его помощью поправляю свои старые работы. Как гляну на свое творчество – детский сад (смеется). Но все же, коль видишь огрехи в своих работах, значит, творчески растешь. У Павла фигуры все одинаково покрыты морилкой и лаком, коричневые. А для меня самое увлекательное занятие - подкрашивание. Мне кажется, фигура оживает. То, что делает Павел, я, наверное, никогда не сделаю. Поэтому, пока есть такая возможность, я учусь, и мне это нравится. И я очень благодарен своим наставникам.

Ну что ж, пора познакомиться с Павлом Меженковым – мастером резьбы по дереву. И я напросилась в столярную мастерскую художников.

***

Стоящая на крыше фигура плотника – как опознавательный знак этой мастерской в частном секторе Хабаровска. Выяснилось, что эту фигуру вырезал из цельного бревна прежний хозяин еще лет 15 назад. Мастер продал свою столярку и уехал из города, а фигура так и осталась стоять. По словам нового хозяина, сделана фигура качественно: ни снег, ни дождь ее не разрушают.

В мастерской приятно пахнет древесиной, повсюду «отдыхают» заготовки, всякие станки, инструменты. резьба по дереву хабаровск

Павел Меженков

Знакомимся с хозяином. Павел Меженков родом из Амурзета Хабаровского края. В семье Павла не было ни художников, ни резчиков, и никто его специально не учил. Как признается мастер, он всегда хорошо рисовал и лепил из пластилина в детском саду, особенно любил перерисовывать картинки, потом в школе занимался в кружке изостудии и технического творчества. С поделками из дерева принимал участие в областных выставках.

Окончив школу, Павел поступил в хабаровский пединститут на художественно-графический факультет. Но после первого курса учебы его ждала служба в армии. После демобилизации восстановился на второй курс худграфа. Окончил институт с красным дипломом, а потом, кстати, уже сам преподавал студентам живопись, композицию и резьбу по дереву.

***

Павел немногословен, зато творчество его говорит в полный голос, завораживая восхитительными работами. Сейчас это его профессия. Павел Меженков - один из известных резчиков в Хабаровске, владелец той самой столярной мастерской. Его изделия знает каждый, кто ценит ручную эксклюзивную работу.

Работы, которые создает Павел, это изящные шкафы и столики на ножках с завитками, маски и статуэтки. А еще кухонная утварь, панно и многое другое - все сделано из обычных кусков деревьев, мимо которых любой пройдет, даже не заметив. А вот Павел, как он признается, чувствует тепло дерева и дает жизнь новой форме. резьба по дереву хабаровск

- Самая первая моя фигура - бык, которого сразу и купили. Даже фото не успел сделать, - сожалеет художник. – А самой сложной работой стала нанайская национальная маска. Я скопировал ее у известного ульчского мастера Николая У. Лишь чуть-чуть добавил своего. У Николая очень интересная резьба, не объемная, но очень сложная в плане линий. Они должны быть очень ровные, а деревяшки, они же не всегда идеальные. Очень мелкая резьба, и резать надо, затаив дыхание. Поправить что-то уже нельзя будет. Маска получилась очень тоненькая, очень легкая, и в то же время объемная. Ее можно даже надевать на лицо. Резал ее целую неделю!

По словам Павла Меженкова, некоторые поделки создаются всего за два-три дня, на изготовление более габаритных предметов уходит примерно месяц. Все зависит от объема и сложности работы. В своей работе для габаритных изделий Павел использует орех: он мягкий и хорошо держит форму, для фигурок поменьше используется липа.

Как говорит художник, все образы рождаются в голове. Правда, сейчас на свободное творчество не остается времени. Хотя раньше делал только то, что нравилось. Сейчас же привязан к заказам, да и административная работа отнимает много времени.

И все же описать словами то, что делает Павел Меженков, сложно. В умелых руках дерево превращается в необыкновенные по красоте шкатулки, сказочные фигуры, мебель, подставки для ювелирных изделий. Видно, что в каждую из них мастер вложил свою душу.

На мой вопрос, существуют ли секреты техники резьбы, Павел отвечает известными словами Микеланджело: «Беру глыбу и отсекаю все лишнее…». Секретов нет, уверяет он. В инструментах – руки, разные стамески, в том числе, микро-стамески для тех мест, куда обычной не подлезть. Впрочем, есть у хабаровского мастера одно свое правило: надо сделать так, чтоб никто не смог сделать подобное творение – объемное, с прорезанием, трением, из цельного материала. Чем сложнее, тем более увлекательно, считает художник. Сейчас мечтает Павел сделать фамильный шкаф в стиле «модерн» и маски своей семьи. Свой автопортрет он уже сделал.

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен