Путь осилит идущий. Так можно сказать про экспедиции путешественника из Владивостока. Максим Харченко продолжает идти по стопам выдающегося морского офицера Геннадия Невельского, повторяя в одиночку непростые маршруты. В этот раз энтузиаст отправился к заливу Дуэ. Что чувствует человек перед походом, какие опасности его подстерегают и что он планирует привезти после нового странствия? Максим Харченко

Маршрут Невельского или Бошняка?

А началось всё так. «Чёрный камень» – так нивхи называли между собой уголь, который они обнаружили на западном побережье Сахалина. И полезного ископаемого там было в избытке. Местные жители вырезали из чёрного горючего вещества идолов в виде птиц и зверей – топили, разбивали их, но не использовали так, как в этом нуждались военно-морские корабли российского флота.

В XIX веке происходит революция в кораблестроении – появляются пароходы, которые работают на угле. И обнаружить угольное месторождение в то время считалось такой же удачей, как найти сейчас нетронутые залежи нефти и газа. Поэтому когда в 1852 году нивх по имени Закован рассказал дальневосточному исследователю, где есть целые горы «чёрного камня», то экспедицию организовали безотлагательно.

Проверить сведения поручают 22-летнему лейтенанту Николаю Бошняку. Он, действительно, обнаружил богатое месторождение каменноугольных приисков. В 1856 году в заливе Дуэ на западном побережье Сахалина основали военный пост и открыли шахту. С тех пор российские военные корабли и порты стали постоянно снабжаться ценным топливом. И всё это благодаря нашим героям.


На путешествия Максима Харченко вдохновила книга Геннадия Невельского «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» (16+).


Ограничения и риск для жизни

Целью современной экспедиции – популяризировать заслуги Геннадия Невельского. Но не всё так просто – путешественник ещё и бросает вызов самому себе. Он не просто повторит исторический маршрут лейтенанта Бошняка, но и воссоздаст тяжёлые условия того времени.

Приморский путник на лыжах преодолеет около 400 км. За собой он будет тащить пару саней-волокуш весом 70 кг. В них будет, например, находиться палатка и провизия. Из еды будет только вяленое и солёное мясо, сало, хлеб, чай и сахар. Он не взял с собой спутниковой связи, не будет знать прогноза погоды, не сможет воспользоваться компасом. А в качестве обороны – охотничий нож, никакого огнестрельного оружия. Хотя оно могло бы облегчить ему решение неблагоприятных встреч с хищниками.

В тех местах, куда направляется путник, замечали стаи аянских волков, которые не размножаются в неволе, весят под 70 кг. И они могут встретиться Максиму на первых 100 км пути. Затем бы не уплыть на льдине при переходе с материка на Сахалин, а на другом берегу смелого мужчину могут встретить медведи-шатуны. Сейчас как раз такое время, когда начнутся оттепели, и медвежьи берлоги будут подтопляться. А значит, голодный зверь может выйти из убежища за кормежкой.

Максим внешне спокоен, когда говорит о подобных «свиданиях». Хотя признаётся, что как нормальный человек испытывает страх и волнение. Ему как будто даже интересно, как он сможет «договориться» с хищниками и как сработает его инстинкт самосохранения. Но весь спектр эмоций приморчанин «прячет за пазуху», когда он начинается сама экспедиция.

– Я от Николаевска-на-Амуре переваливаю через горный хребет к Охотскому морю, дохожу до Петровской косы, где расположено Петровское зимовье. Там, как будто от Невельского, получаю задание найти уголь и отправляюсь, как Лейтенант Бошняк, в путь. Прохожу вдоль Залива Счастья, огибаю мыс Меньшикова, захожу в Амурский лиман, пересекаю его, дохожу до мыса Лазарева, и в самом узком месте между материком и Сахалином, через пролив Невельского, перехожу по тросам на мыс западного побережья Сахалина. Я спускаюсь до залива Дуэ, где должен увидеть как угольные пласты разрезают горы к Татарскому проливу, – показывает по карте Максим Харченко.

Когда маршруты кончатся

Примерить снаряжение, потрогать лыжи, задать вопросы и сказать слова напутствия, можно было в хабаровском аэропорту, где Максим Харченко провёл презентацию своей экспедиции «По следам адмирала Невельского. Залив Дуэ».

Мало того, что наш аэропорт носит имя, в честь кого организованы маршруты, так ещё здесь есть постоянная экспозиция. Недавно она пополнилась новой фотозоной в виде корабля, на носу которого есть рында или корабельный колокол. Точно такой же был на судне «Байкал».

А ещё раньше в аэропорту появились чугунные ядра, найденные на месте сражения у Де-Кастри. Их в дар аэропорту передал Максим Харченко. Он надеется в этом году пополнить коллекцию образцом того самого угля, который когда-то узаконил Геннадий Невельской своим решением.

Но карта, составленная адмиралом, не бесконечная, когда-нибудь маршруты кончатся, и наш герой этого не боится. Он будет и дальше рассказывать о дальневосточном исследователе. Больше встречаться с молодёжью, показывать свои фото и видео с экспедиций. Рассказывать забавные и удивительные истории, которые достойны отдельной книги. Может, когда-нибудь приморский экстремал этим и займётся…

А пока ещё столько приключений впереди! Нынешняя экспедиция продлится месяц, начиная с 14 марта. Пожелаем успеха неугомонному походнику и ждём его снова в Хабаровске.

Фото и видео автора и М. Харченко


Генеральный партнёр экспедиции – международный аэропорт Хабаровск имени Г. И. Невельского. Другие партнёры экспедиции: научно-производственная компания BASK, SUP-магазин «Третья Волна», каяк-магазин «Ё-каяк», сеть магазинов туристического снаряжения «Тибет», рекламно-производственная компания «Лидер-Групп», дизайн-студия «Архитектор», страховое общество «РЕСО-Гарантия», лыжная фабрика «Маяк», интернет-портал Slenergy.ru, проект «POSTVENTURE & Почтовое приключение», проект «Министерство Морской & Бутылочной Почты», творческая группа Hero4Hero.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен