Название этого населенного пункта в Хабаровском крае крайне редко гостит в сводках новостей региональных или федеральных СМИ, а ведь тут тоже живут и работают люди. Место это на берегу залива Чихачева не только живописно – именно местный порт является крупнейшим отгрузочным пунктом нефти и леса, которые затем экспортируются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Называется этот поселок Де-Кастри и 26 августа 2018 года он отпраздновал юбилей. Ему исполнилось 165 лет.
Де-Кастри Хабаровский край
Всё для людей
Сейчас в Де-Кастри проживает порядка трех тысяч человек. Тем, кто планирует посетить этот поселок, стоит побывать в местном музее, полюбоваться старинным маяком на мысе Орлова и оценить катакомбы времен Великой Отечественной войны. Примечательно, что фортификационные сооружения вокруг залива были созданы в 1932 году для защиты порта от возможного вторжения со стороны Японии, которой тогда принадлежала южная часть соседнего Сахалина. Подобные береговые оборонительные сооружения также имеются в районе Советской Гавани. Возле поселка находятся лечебные грязи лагуны Сомон, гора Казакевича (579 метров) и Чертов хребет с горой Арбат (880 м), а также памятник французскому мореплавателю графу де Лаперузу.

Де-Кастри расположен на берегу Японского моря. Фото: liveinternet.ru
Большая часть населения трудится в местном порту, который является одним из самых загруженных в регионе. И это несмотря на то, что гавань зимой замерзает. Так, по информации издания «Морские вести России», в зависимости от погодных условий с середины декабря и до начала апреля порт переходит в режим зимней навигации. В это время на дежурство заступают два крупных дизельных ледохода – «Адмирал Макаров» и «Ермак» – они обеспечивают безопасный проход судов по Татарскому проливу и безопасную стоянку и погрузку.
Общая площадь акватории порта составляет 68,5 квадратных километров – на его базе расположены три причала протяженностью 361 метр. Два из них используются для погрузки лесоматериалов, а один – для стоянки судов. Кроме того, есть еще выносной точечный причал, на котором происходит заправка танкеров сырой нефтью и полигон рейдового налива черного топлива. Специфика порта такова, что обслуживать он может настоящих исполинов. Так, к береговым причалам могут швартоваться суда длиной до 150 метров и осадкой до 7,5 метров, а на рейде вставать танкеры до 250 метров с осадкой в невероятные 15 метров.
Нефть нужна
Что касается нефтеогрузочного экспортного терминала, то принадлежит он консорциуму проекта «Сахалин-1». В его состав входят российская государственная компания «Роснефть», а также японская и индийская компании. Оператором является «Эксон Нефтегаз Лимитед» – дочерняя компания «Эксон Мобил». Об этом сообщает издание «Хабаровский край сегодня». Проект ведет добычу на трех морских месторождениях, расположенных на северо-восточном шельфе Сахалина – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги.
Вся произведенная нефть сначала поступает на береговой комплекс подготовки Чайво. После процесса стабилизации по 226-километровому трубопроводу нефть приходит на терминал Де-Кастри. В пути она пересекает остров с востока на запад, затем труба ныряет под пролив Невельского. По материковой части суши нефтепровод тянется еще 80 километров и впервые выходит на поверхность уже на терминале Де-Кастри. Нефть поступает сюда непрерывно.

Круглогодичная навигация, а зимой сообщение осуществляется с помощью ледоколов. Фото: liveinternet.ru
Погрузка нефти на танкеры осуществляется при помощи самого крупного в мире выносного одноточечного причала «Сокол» весом 3 775 тонн, расположенного в заливе Чихачева на удалении от берега в 6 километров – он может обрабатывать танкеры-гиганты. Сооружение, которое возвышается на 61 метр над уровнем моря, было разработано специально для терминала Де-Кастри. Заработал терминал осенью 2006-го года. В свое время руку к созданию этого крупнейшего инвестиционного проекта на территории края приложил губернатор Вячеслав Шпорт. Тогда, будучи депутатом Госдумы, он лично вел переговоры с инвесторами.
– В среднем сюда приходит порядка 40 тысяч тонн нефти в день. Если считать в железнодорожных цистернах, то состав растянется на два километра. Важно, что мы построили сооружение в достаточно суровых климатических условиях, в удаленном регионе, – передает издание «Хабаровский край сегодня» слова руководителя терминала Де-Кастри Анатолия Величко.
В основном именно по количеству отгружаемой сырой нефти с терминала «Сокол» и определяются сейчас показатели порта. Так, в 2017-м году было отправлено на экспорт 10,6 миллиона тонн черного золота. Эта цифра могла быть и больше, если бы не ремонт на береговом комплексе подготовки сырой нефти Чайво на Сахалине. Общий объем нефти, отгруженной через терминал Де-Кастри с проектов «Сахалин-1» и «Северное Чайво» (Хабаровский край), уже превысил 100 миллионов тонн.
– Мы сумели совместно создать поистине грандиозный и безопасный проект: за все время работы терминала не было совершено ни единого розлива нефти. Мы также продолжаем поддерживать добрососедские отношения с жителями поселка, это часть нашей ответственности: мы готовы вкладывать деньги, делиться с населением опытом и всем тем, что имеем, – говорил в 2016-м году президент компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» Уэйн Уорвик.

Основные грузы предприятий – это экспортный лес и сырая нефть. Фото: liveinternet.ru
Планы на развитие
Все идет хорошо, но в будущем должно стать еще лучше. В июне текущего года стало известно, что российская компания «Роснефть» вместе с партнерами по проекту «Сахалин-1» определились с площадкой для размещения будущего завода по сжижению природного газа «Дальневосточный СПГ» – по информации с Интернет-сайта korabel.ru, его решили строить в Де-Кастри. О начале разработки всей необходимой документации сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин на годовом общем собрании акционеров госкорпорации.
Данная новость является по-настоящему знаковой, ведь возможность строительства этого завода в Де-Кастри обсуждается с 2015-го года. Первоначально планировалось возвести СПГ на Сахалине, недалеко от села Ильинское в Томаринском городском округе, но потом от этой идеи отказались из-за отсутствия доступа к инфраструктуре проекта «Сахалин-2», а именно – к существующему уже газопроводу. По предварительной информации, проектная мощность первой очереди завода должна составить 6 миллионов тонн сжиженного газа в год с возможным расширением в будущем. Согласно проекту, срок начала поставок готовой продукции – 2025 год. Об этом сообщает finanz.ru.
– Район получит новые налоговые поступления, а самое основное то, что представители «Эксон» гарантируют трудоустроить только на время строительства, которое продлится 5-7 лет, три тысячи местных жителей. Также 250 местных жителей будут приняты на обслуживание этого завода, – говорит глава Ульчского района Хабаровского края Федор Иващук.
Сергей Мальков
Главное фото: liveinternet.ru