Мастер-класс «Сад японских камней» прошёл для хабаровских пенсионеров в отделе «Центр межкультурных коммуникаций» Дальневосточной государственной научной библиотеки. Корреспондент «Хабинфо» вместе с участниками мастер-класса погрузилась в философию японских монахов.

В тишине библиотечных залов, где обычно слышен лишь шелест страниц, царила особая, медитативная атмосфера. Здесь прошёл необычный мастер-класс для участниц арт-группы «Винтаж» центра работы с населением «Исток». Сотрудники «Центра межкультурных коммуникаций» ДВГНБ Наталья Амплеева и Галина Иваура предложили участницам попробовать создать миниатюрную модель вселенной. Вместо красок и кистей были песок, камни и безграничная фантазия.

— Сад камней — это миниатюрная модель мироздания, место для созерцания и медитации. Он создан для того, чтобы, оставив всё суетное за его пределами, мы могли уделить время себе, своим мыслям и услышать внутренний голос. Это символическое изображение природы: камни представляют собой горы и острова, а песок — воду, — рассказала ведущая мастер-класса Наталья Амплеева, библиотекарь отдела «Центр межкультурных коммуникаций» Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Наталья рассказала, что истоки этой традиции лежат в глубокой древности, и создателями их были буддийские монахи. Первые сады камней появились при монастырях. Их строили часто в каменистых местах, где не было возможности разбить пышный сад с цветами или водоёмами.

— Они научились видеть красоту в том, что их окружало. Долгое созерцание неподвижных камней помогало обрести душевное равновесие и слиться с природой, — подчеркнула ведущая.

Каждый элемент в саду камней глубоко символичен. Например, сами камни олицетворяют незыблемость и вечность. Это горы, острова, основа бытия. А песок, на котором рисуют узоры, символизирует реки, моря, время, текучесть наших мыслей и чувств.

Ещё один ключевой элемент — пустота. В отличие от западного стремления заполнить каждый уголок пространства, в саду камней пустота ценится не меньше, чем объекты.

— Мы в своей жизни часто стремимся заполнить пустоту, а здесь учимся её ценить, — поделилась мыслями ведущая мастер‑класса. — Это пространство для наших мыслей и чувств.

Интересно, что строгих правил нет, но за века сформировались определённые догмы, помогающие создать гармоничную композицию. Основное — это нечётное количество камней. Они группируются по три, пять или семь. Ещё важна асимметрия: она делает сад живым и естественным.

После того как камни в саду выстроены так, как хочется его создателю, на песке создаются волнообразные или прямые линии.

— Ровные линии символизируют спокойную воду, волнистые — бурное течение или рябь. Узоры вокруг камней могут изображать расходящиеся круги, как если бы камень упал в воду, порождая цепь событий, — говорит Наталья Амплеева.

Интересно, что подготовка к этому мастер‑классу у сотрудников библиотеки заняла несколько месяцев. Как рассказала Галина Ивура, сначала организаторы собирали подходящие речные камни на берегу Амура, оттуда же и песок. Его кропотливо просеивали, убирая всё лишнее.

— Главная задача — не создать «красивую картинку», а через композицию выразить свой внутренний мир, своё ощущение жизни, — с таких слов началось занятие.

Перед каждым участником стоял деревянный контейнер — это основа будущего мира. Первым и самым интригующим этапом стал выбор камней. Участникам предложили не спеша подойти, «познакомиться» с камушками, потрогать их, почувствовать их текстуру и вес и выбрать до 11 штук.

— Возьмите тот камень, который вам откликается, который станет главным в вашем саду — символом чего‑то вечного и ценного для вас, — советовала ведущая.

Затем начался сам процесс творения. Участники засыпали в контейнеры песок, разравнивали его и с помощью специальных грабелек начинали создавать на нём первые узоры — волны, круги и прямые линии, символизирующие течение времени, воды или жизненных обстоятельств.

— Это удивительно, как за таким простым занятием забываешь о суете, — поделилась впечатлениями одна из участниц, Альфия Гизатуллина. — Сидишь, располагаешь камушки, проводишь линии на песке, и в голове наступает такая же гармония, как в этом садике. Это настоящая терапия для души.

Кто‑то создавал «семейный» сад, где группа камней символизировала несколько поколений рода. Кто‑то воплощал воспоминание о путешествии к морю, а кто‑то просто наслаждался процессом, в котором главным был не результат, а состояние покоя и сосредоточенности.

Самым трогательным моментом стала работа с композицией. Каждый подходил к задаче по‑своему.

— Вот этот камень — мой сын, он сейчас на СВО. Рядом — его супруга и её мама. А это я с двумя внучками, они ко мне тянутся. А вот эти два камушка, чуть в стороне, — мои знакомые, которым я помогаю. Они далеко друг от друга в городе. Волны на песке, что расходятся от моего камня, — это моя помощь и поддержка, которая доходит до каждого из них, — рассказала Наталья Орехова. У неё от происходящего даже слёзы навернулись на глазах.

Светлана Пятанова тоже изобразила в саду камней свою семью.

— Это наше движение вперёд. Это большое светлое будущее, к которому мы все вместе идём. А эти камни по краям — мои друзья, которые встречаются нам на жизненной дороге. Они не с нами каждый день, они как отдельные островки, но они — часть моего пути, — рассказала участница мастер‑класса.

— Я решила выразить очень простую, но важную для меня мысль. Вот это — моё настоящее. Оно активно, оно влияет на будущее, а будущее, в свою очередь, отвечает ему взаимностью. А вот прошлое… Оно уже осталось за чертой. Оно не исчезло, но его время прошло, — рассказала нам про свою композицию Ольга Янкович.

В конце занятия, когда личные «вселенные» были готовы, в зале стояла негромкая, но очень тёплая атмосфера взаимного уважения и лёгкого удивления. Участники не спешили расходиться, с интересом разглядывая работы друг друга и делясь впечатлениями.

— Мы и не думали, что обычные камни могут так растрогать, — поделилась участница мастер‑класса Наталья Орехова.

Готовые работы получились разными, но в каждой чувствовалась личность её создателя. Простой, на первый взгляд, мастер‑класс оказался не просто рукоделием, а настоящей арт‑терапией, позволившей каждому его участнику заглянуть в себя и обрести долю того самого спокойствия, которое на протяжении веков дарят созерцателям японские сады камней.

В ТЕМУ:
Телемост между Хабаровском и Минском объединил творческих пенсионеров

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен