«Экспедиция-Трофи»: люди-достигаторы заехали в Хабаровск и рассказали о приключениях в России
Не каждый день в одной точке Хабаровска удается познакомиться с путешественниками с разных концов страны. Такая удивительная возможность появилась, когда в город прибыли участники автогонки «Экспедиция-Трофи. Мурманск — Владивосток».
Они рассказали о целях соревнования и поделились впечатлениями после двухнедельного тура.

20 лет для экстремалов — не предел!
В этом году ровно 20 лет, как прошла первая экспедиция на внедорожниках. В 2025-м такие соревнования состоялись в девятый раз при поддержке Министерства экономического развития РФ и «Национальных проектов России».



23 февраля на старт в Мурманске вышли восемь команд: «АктивРейд», «Белые орлы», «Находка», «Все свои», Prototech, «Майские жуки», «JAC Пот» и «Караоке». А финишировали финалисты во Владивостоке 8 марта, преодолев за две недели более 16 тысяч километров.
Гонка была разбита на 8 этапов: Мурманск — Ленинградская область — Москва и Московская область — Казань — Тюмень — Новосибирск — озеро Байкал — Хабаровск — Владивосток.
Команды «JAC Пот» и «Караоке», как и заявляли изначально, участвовали в этапе до Москвы. В столице к гонке присоединились еще две команды — «Новобранцы» и «Клуб Осётр», которые добрались с остальными до финиша.
Пять команд основного зачета — «АктивРейд», «Белые орлы», «Находка», «Prototech», «Майские жуки» — проехали по всему маршруту, успешно справившись с заданиями. А вот команда «Все свои» распалась по дороге к Байкалу из-за разногласий.

— Мы с участниками не так долго общались до старта, — рассказал Сергей Сыч, капитан команды «Находка». — С некоторыми я знаком по бизнесу, а с частью познакомился незадолго до начала экспедиции. Так что на первых порах у нас были разногласия, каждый хотел высказать свое мнение. Но постепенно мы притерлись друг к другу и к концу гонки, наоборот, только сблизились.
В Хабаровск — без финалистов
Почему Хабаровск посетили не все команды — всё из-за Золотого конверта. Prototech, «Майские жуки» и «АктивРейд» захотели заработать дополнительные баллы и отправились на ледовую дорогу около Байкала, имеющую пятую (наивысшую) категорию сложности во внедорожном спорте.
Для них этап закончился во Владивостоке без промежуточного финиша в Хабаровске. С этим заданием справились все!
Победителем юбилейной гонки «Экспедиция-Трофи» стала команда «АктивРейд» из Самары.
Второе место заняли гонщики из Prototech. А третьими стали «Майские жуки», которым также вручили приз «Дух Экспедиции» как самой отзывчивой и доброй сборной. Их капитана Сергея Тимофеева остальные экстремалы признали лучшим участником и наградили призом «Серебряная звезда».
По следам строителей БАМа и не только…
На всей протяженности маршрута автопутешественники посещали как знаковые места на карте России, пересекли Байкал, следовали по пути строителей БАМа, преодолели Большой Кавказский хребет и зимники Якутии, так и заезжали в малознакомые деревушки с населением до 50 человек.
— Командная автогонка «Экспедиция-Трофи. Мурманск — Владивосток» направлена на развитие внутреннего туризма и популяризацию объектов гостеприимства в разных регионах России, — отметил на пресс-конференции Александр Карев, заместитель министра туризма Хабаровского края. — Вы посещаете объекты, построенные с господдержкой по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства».

По условиям соревнований, в каждой из команд было до шести человек, при этом с минимум одной женщиной. А передвигались они на двух автомобилях: как на личных, так и взятых в аренду.
«Экспедиция-Трофи» — это не только экстремальный вид соревнования, но и социально направленный. До начала гонки каждая команда назвала, какие добрые дела будет совершать в предстоящей поездке. Некоторые помогали детям и старикам, реализовывали экологические или медицинские проекты, проводили совместные акции с благотворительными фондами и т.д.
Лучшим социальным проектом признали работу команды «Находка» за просветительскую деятельность и дарение книг районным школам России в год празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Также во время автопробега экстремалы перечисляли города-побратимы БАМа, проводили интервью с участниками комсомольской стройки автомагистрали и врачами-хирургами и онкологами из Тюмени, даже успели прочитать стихотворения на родине выдающегося поэта Евгения Евтушенко.
Столб с долгами выручил…
В ходе гонки участники демонстрировали мастерство вождения и ориентирования на малоизвестной местности, стратегического мышления в выполнении нестандартных заданий. К примеру, в небольшой деревне на 50 жителей им нужно было сфотографировать место, которое подтверждало бы их пребывание там… Кстати, у каждой из команд было до 30 знакомых в штабе, которые им помогали выполнять задания.
— Половину испытаний я прошла со своими ребятами из штаба в Москве, — рассказывает Александра Пояркова из команды «Белые орлы», — а потом присоединилась к мужу Андрею (нашему капитану), и вместе уже доехали до финиша.

Кто расстроился в данной ситуации, так это их 5-летняя дочь, которая не смогла поехать с родителями. Хотя с восьми месяцев они путешествуют вместе, причем выбирают не туристические маршруты, а малознакомые места.
В этой гонке «орлам» запомнилось, как искали подтверждение пребывания в маленькой деревне на 50 жителей.

— Один наш помощник нашел в Сети объявление о продаже в этом населенном пункте дома, — рассказала Александра, — но на нем, к сожалению, объявления не оказалось. Тогда мы ничего не придумали, кроме как заснять первый попавшийся столб. Как же потом удивились, что именно он относится к искомому дому, а еще на нем задолженность по электричеству. Вот так с непростой задачей справились, за что и получили баллы.
Участники выкручивались, как могли, даже электрических оленей кормили… батарейками. Поздно вечером, когда местный зоопарк уже был закрыт, иного трудно было отыскать.
Было немало заданий на сообразительность: например, получить от известной за рубежом личности (президента одной из стран, олимпийского чемпиона, рок-звезды или блогера) короткий видеопривет в свой адрес, при этом перед собой человек должен был держать их фотографию.
Максимальные остановки давали лишь на заправку. Так что на смену водителя участники даже времени не тратили: рокировку проводили на ходу в салоне, аккуратно переползали с заднего сиденья за руль и наоборот.
Дни и люди пробегают мимо
Две недели — с 23 февраля по 8 марта — прошли без перерыва на отдых или просмотр посещаемых мест. Как признались многие участники, протяженность и разнообразие ландшафтов страны, многонациональность и богатство традиций, культур по-настоящему удается оценить именно в таких поездках, а не по турпутевкам.
— В 2005 году я был участником первой гонки, которая оказалась не очень удачной для нас, сошли с маршрута, — рассказывает Сева Кущинский, основатель и генеральный продюсер телеканала «Точка отрыва» (12+). — Вторую гонку я прошел до конца… Но мы снова не выстрелили — побеждает обычно один. И 20 лет я жил теми воспоминаниями… Когда у тебя есть три вещи в пути: рулить, штурманить и спать, что совсем не просто.
В этой гонке он не был участником, а снимал фильм о других командах, которые разными способами шли к своей цели.

— Мы — люди-достигаторы, потому что хотим победить, — уточнил Кущинский. — В основном в таких путешествиях смотрим на часы, хронометраж, чтобы прийти к цели. При этом не можешь жить и наслаждаться в моменте. В этот раз мне нужно было с командой записать текст и создать картинку, а победа и финиш — ничто. Так что я мог никуда не спешить, как дальнобойщик, и главное — показать, что происходит внутри гонки и вокруг участников.
Автор видео: Мария Минчева
Были такие претенденты, которые долго шли к своей мечте. Среди них — Евгения Шананина из экспериментальной команды. Девушка все годы проведения гонок старалась выйти на этапы соревнования, в этот раз вроде получилось, но ненадолго, поскольку первоначальная сборная распалась. Правда, нашлись такие же энтузиасты, пусть и вне зачета, но они прошли все этапы и вместе добрались до финиша.

Позади — труднопроходимые участки
Некоторые сложные испытания давались участникам при выборе Золотого конверта, что добавляло им баллов за выполнение задания. Но не все шли на такую авантюру и отказывались, зачастую жалея своих железных коней (особенно арендованный автотранспорт). Кстати, большую часть пути автомобили проехали без поломок, лишь на последнем этапе возникли трудности у одной из команд.
Кроме длительных этапов были внедорожные спецучастки, в которых показывали умение водить и даже плавать (в Кольском заливе). В экспедиции были спецучастки, на которых команды сражались с различными стихиями: снегом или льдом. Они преодолевали непростые участки дорог и проходили по зимникам. Многие гонщики во время пресс-конференции одним из ярких испытаний называли прохождение Витимского моста.
Благодаря сопровождению человека, который двигался впереди машины, этот сложный участок удалось преодолеть.
Мост связывает два берега реки Витим на границе Читинской области и Бурятии. Он был построен как временное сооружение для строителей БАМа ещё в начале 80-х. Мост считается самым опасным в России. Чтобы машины не раскачивались от ветра, приходится открывать окна для уменьшения парусности.
Как объявил идеолог и создатель гонок Александр Кравцов, следующие соревнования запланированы на лето 2025 года и пройдут от Селигера до Каспия.

— А принять в них участие могут люди-мечтатели, способные подняться на второй этаж, — добавил один из организаторов Сергей Лысенко. — Для выхода на старт можно даже не иметь собственной машины. Впервые в этом году десять авто участникам предоставил спонсор.
Так что главное — желание и надёжные товарищи рядом!

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен