У Ивана и Марины Ломакиных подрастают две чудесные и любознательные дочки: старшая — Ксения и младшая — Анастасия. Но лет десять назад у них было не всё так радужно, младшей диагностировали порок сердца… Об этом врачи предупредили еще до появления ребенка на свет. В пятимесячном возрасте Насте успешно провели операцию, что немного успокоило родителей.

Дружная семья Ломакиных.

Но спустя время молодая мама начала замечать, что её ребенок отстаёт в развитии, и начала бить тревогу. Лишь через два года путём долгих обследований в различных клиниках страны и ближнего зарубежья у девочки выявили редкое генетическое заболевание — наличие лишних трёх хромосом.

Узнав о диагнозе, семья не стала унывать и не осталась наедине со своей проблемой. В первую очередь обратились в региональную организацию помощи родителям детей-инвалидов (ВОРДИ), где с ними начали работать опытные психологи, логопеды, дефектологи и другие узкие специалисты. Насте подобрали обучающую программу с учётом её уровня интеллектуального и физического развития.

Благодаря сенсорным урокам, упрощённым и доступным для понимания занятиям девочка в три с половиной года пошла в сад комбинированного типа, а после поступила в специализированную школу-интернат.

Занятия по душе

С детства Настя любит рисовать и создавать необычные поделки вместе со старшей сестрой и мамой. Вот к Новому году девчонки захотели сотворить свою елку — взрослые помогли сколотить ее из деревянных брусочков, а далее оставалось задекорировать шарами и мишурой. Как всегда, у них получилось по-особенному, в своем стиле.

Сестрички всегда придумают чем заняться.
Блестящая ёлка – блестящая идея!

Девочки — еще те фантазерки, что с такой мамой неудивительно. Во время каникул они тоже не скучали, примеряли разные образы и со своей главной помощницей выдумывали сказочных героев, создавали костюмы.

Сказочные героини с хранителями Нового года.

— Растить двух детей — дело затратное, — подчёркивает Марина Ломакина. — С детства Насте требовалось особое питание и уход, сейчас дважды в год её вывозим на реабилитацию, на развитие также не жалеем. С учётом Настиной пенсии и пособий на ребёнка-инвалида всё равно не особо разгуляешься.

И разведение цветов в какой-то момент стало для женщины не просто отдушиной, а безубыточным бизнесом. Постепенно к ней не только за советом по разведению растений стали обращаться, но и с удовольствием начали приобретать саженцы.

Именно творчество и любовь к цветам зачастую помогают Марине Ломакиной преодолевать любые трудности и двигаться дальше. Пока девочки развиваются и ходят на дополнительные занятия после школы, их мама тоже занята делом…

Хобби Марины Ломакиной превратилось в профессию.

Все благодаря удачной идее руководителей центра, где занималась Настя, — провести мастер-класс по растениеводству. На этом все не закончилось, после Марине предложили руководить проектом «Школа ботаников» в центре по работе с особенными детьми и молодёжью. Его поддерживают отделение ВОРДИ Хабаровского края и некоммерческая организация «Реальная помощь», региональный ресурсный центр.

Для педагога это не просто рутинное занятие с 9.00 до 18.00, а источник вдохновения и место осознания собственной пользы в обучении воспитанников.

Когда у мужа есть муза…

В своей мастерской растениеводства, где Марина проводит уроки для детей с особенностями развития, не без помощи Ивана создала настоящий оазис творчества и единения с природой. Муж сам собрал мебель, каждую полочку прикрутил — в общем самую сложную работу взял на себя. А Марина красила стены и была рядом… его музой, потому что как творец в таком деле всегда знает, что видоизменить и к какому интерьеру хочет прийти. И теперь стены пастельных цветов буквально утопают в натуральном декоре — растениях и цветах различных сортов. Особенно помещение преобразится, когда они начнут цвести.

Обновленная мастерская утопает в растениях.

Такая атмосфера, конечно, идет на пользу подопечным — уроки растениеводства приносят плоды: улучшается мелкая моторика, детям прививается любовь к природе.

Педагог сближает воспитанников с миром природы.

Марине и самой комфортно в этом месте, и воспитанники очень увлекаются и успокаиваются на совместных творческих занятиях. Ее дочки тоже постоянно участвуют в работе клуба по интересам. Вместе и цветы пересаживают, и полезные безделушки из разных материалов мастерят накануне праздников.

— Я спокойна, что у них есть дела по душе, есть куда прийти и чем занятья, — радуется мама. — Кто знает, может, девочки тоже свяжут жизнь с этим реабилитационным центром и со временем будут тут работать.

Настя и Ксюша чудесно проводят время с ребятами из «Школы ботаников».

Двери в незнакомый мир

Также с прошлого года Марина Ломакина как инструктор по труду погружает молодежь в мир растениеводства в проекте социального воздействия, реализуемого при поддержке регионального ресурсного центра и некоммерческой организации «Реальная помощь».

Педагоги и соцработники сопровождают людей старше 18 лет с ментальной инвалидностью в их проживании и занятости. Многие ребята до этого воспитывались в детдомах, поэтому просто не знали, что такое семья, не ощущали заботы и любви близких. Когда люди с интеллектуальными особенностями взрослеют и попадают в общество, то поначалу не знают, как правильно себя вести в различных жизненных ситуациях. Элементарно затрудняются в выборе одежды, приготовлении еды и уходе за собой. В специализированных учреждениях им многое предоставляют, за них выполняют, так что, откуда берется и сколько стоит, их зачастую не интересует.

Молодёжи открывают новые горизонты.

В этом проекте молодежи предоставляют отдельное жилье на несколько человек. За ними закреплен соцработник, который круглосуточно им помогает в быту. Например, в уборке, стирке, глажке... Вместе подопечные дежурят на кухне и готовят еду. Через время ребята смогут справляться самостоятельно, без круглосуточной помощи посторонних. Педагоги заметили, что благодаря занятиям они стали более открытыми, общительнее и дружнее. Значит, процесс социализации успешно проходит.

Молодым людям с инвалидностью помогают в выборе профессии. После получения специального образования их могут и трудоустроить. Например, одна из девушек получила диплом как работник зеленого хозяйства и трудоустроена на неполный рабочий день, помогает Марине в мастерской. Вторая из воспитанниц после учебы тоже хотела бы к ним присоединиться.

Две помощницы Даши из проекта социального воздействия.

Любовь близких

Вот так насыщенно проходят дни в семье Ломакиных, но в выходные домочадцы тоже легки на подъем: проснулись в ясное утро субботы или воскресенья, прыгнули в машину — и на озеро. Дети с 7 месяцев путешествуют.

Совместные путешествия.

Любят на каникулах или в отпуске съездить к бабушкам, побывать на море. Несколько лет назад своим ходом дня три добирались до Байкала, а фотографии на фоне заката напоминают о том незабываемом времени, проведенном вместе.

На фоне незабываемого заката на Байкале.

По-другому трудно себе представить свободное время в семье заядлого байкера — глава семьи очень увлечен этим движением. В этом его и жена поддерживает, вместе бывают на байкерских слетах. Неплохо общаются и с их женами. В прошлом году Иван участвовал в мотопробеге вместе с губернатором Дмитрием Демешиным. В ближайших планах — за месяц проехать пять стран, чтобы добраться до Памира.

Иван любит прокатиться на железном коне с любимой музой.

Каждый день у этих активных ребят расписан, но воскресенье — это время, чтобы чуть замедлиться и побыть в кругу близких дома.

В ТЕМУ:
220 лет «на крыле» история хабаровской авиазаправщицы 

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен