Страницы истории Хабаровска: от моста к музею под открытым небом
Хабаровскому музею Амурского моста в нынешнем октябре исполнилось 15 лет. Это музей под открытым небом появился в ходе масштабной реконструкции мостового перехода через Амур в 1990-е годы.
Тогда старые фермы распилили и пустили на металлолом. Помнится, бывший в то время губернатором края Виктор Ишаев рассказывал в одном из интервью, что металл отправили в Китай, а вырученные деньги пошли на строительство современного моста. Но одну ферму оставили — для истории.
Ее решили установить на постамент. На правом берегу для этого оборудовали специальную площадку. Так сохранённая металлическая ферма стала основой экспозиции будущего музея.
Автор дореволюционной конструкции — профессор Лавр Проскуряков. Разработка была удостоена высшей награды — Гран-при и Большой золотой медали на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Современная экспозиция выросла вокруг этого 127-метрового пролёта. За годы работы удалось собрать ряд экспонатов со всей Дальневосточной железной дороги.

В коллекции представлены легендарные паровозы серии Еа и Л «Лебедянка» 1940-х годов, локомобиль 1930-х, служебная автомотриса СА-01, а также здание в ретро-стиле, воссозданное по чертежам первого вокзала станции Вяземской. Кроме того, здесь находятся пассажирский тепловоз, электровоз ВЛ80 и многие другие чудеса техники.
В летний сезон к нему совершаются экскурсии по реке, точней они входят в маршрут прогулочных теплоходов. Мы побывали в этом удивительном месте несколько лет назад во время новогодних каникул. Тогда еще не было летних обязательных заездов туристов во время теплоходных прогулок по Амуру вдоль Хабаровска.
Увлечь эпохой
Побывать в столь необычном музее однозначно стоит — несмотря на то, что подобные есть и в других местах нашей необъятной родины, лишь хабаровский музей Амурского моста показывает развитие инженерной мысли на железной дороге. И это его изюминка.
Директор музея Виктор Паршин (он же смотритель, экскурсовод и дворник в одном лице) считает, что главное в этом музее — «не экспонаты посетителям показать, а заинтересовать их прошедшей эпохой». Эта эпоха — не только героическое строительство самого длинного железнодорожного моста, сначала в мире, потом в России. Это история нашей Родины.

Здесь можно не просто поглазеть через стекло и из-за ограждения на замершие экспонаты — их можно трогать руками, вертеть ручки, взбираться в кабины паровозов и даже прокатиться на дрезинах начала ХХ века.
Они разные. Первая — простенькая, на которой пассажиры должны были сами дергать рычаг. Вторая — повышенной комфортности, на которой разъезжали по железной дороге высокие чины. На ней пассажиры располагались на передней скамье, а «водитель» толкал мускульный привод на задней. Управлению мускульный привод, как оказалось, поддается легко — мы попробовали. А скорость, по словам директора музея, дрезина способна развить до 30 километров.

В коллекции есть даже кандалы. Они найдены во время ремонта вокзала в Волочаевке. Труд каторжников использовался и на строительстве железнодорожного моста через Амур в начале ХХ века. Есть и вещи, поднятые со дна реки во время реконструкции моста, например старинный подсвечник.


Орлы — солдату
Хранится здесь и пластилиновая модель стелы с двуглавым орлом, подаренная автором — хабаровским скульптором Максимом Ананенко, изготовившим современную стелу, что стоит у перрона железнодорожного вокзала в краевой столице.
На заре ХХ века на Дальнем Востоке было установлено две таких стелы, первая в Уссурийске, где располагалось управление строительством Уссурийской железной дороги (Хабаровск — Владивосток), вторая в Хабаровске.


Памятники-орлы воздвигнуты в честь русских воинов (а не в качестве символа российской монархии, как считают многие), в тяжелых условиях почти семь лет строивших эту дорогу. Если вы в этом сомневаетесь, прочтите текст правительственной телеграммы, который содержится на восстановленной стеле у перрона хабаровского железнодорожного вокзала:
«Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года. 31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, ее постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом. Да свидетельствует этот памятник, что воины уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдаленном участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором. Слава русскому солдату!»

Это были специально обученные железнодорожные батальоны. Брали в них только после пяти лет службы в армии. В музее Амурского моста хранится документ — летний распорядок дня служащих железнодорожного батальона: подъем в пять утра, завтрак, работа до 11 утра; с 11 до 13 двухчасовой перерыв — час на прием пищи и час на сон; потом вторая часть рабочего дня; ужин, а после ужина — техническое обучение. В железнодорожных батальонах даже землекопы были грамотные — и это развенчивает советский миф о лапотной Рассее.
Мотриса Блюхера
Еще один любопытный экспонат, на котором отпечаталась история не только ДВЖД, но и всего российского Дальнего Востока, — автомотриса.
Когда-то это был самый обыкновенный вагон. Но принадлежал он необыкновенному человеку — служил штабом маршалу Блюхеру. Вагончик с платформой прикрытия возил по рельсам отдельный паровоз. Когда ушел Блюхер, вагон передали ДВЖД. Здесь его переделали под нужды руководства железной дороги: обшивкой округлили корпус, поставили двигатель от автомобиля. Так штабной вагон превратился в автомотрису.

Сейчас у начальника железной дороги совершенно другая мотриса — на базе электровоза, оборудованная современной связью. И бывший штабной вагончик советского маршала Блюхера встал на вечную стоянку во дворе музея Амурского моста.
Убегающий вдаль
Но вернемся к первому экспонату музея — дореволюционной ферме моста. На нее можно подняться по лестнице. Подъем нетрудный: невысокие, с удобным маршем ступени приятно пружинят под ногами.

И, поверьте, вид, который мы наблюдаем, проезжая мимо по современному мосту, меркнет в сравнении с тем величием, которое открывается со смотровой площадки старинной мостовой конструкции.
Выигрыш даже не в обозрении окрестностей — они всё те же (разве что дополнительно еще можно лицезреть современный мост), а в том, что ты смотришь в глубину истории. Взгляду открывается не просто рельсовый путь, убегающий вдаль и кажущийся беспрерывным, а сама сохраненная бесконечность.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен