Лето в этом году выдалось странное — то хоть шубу надевай, то в купальнике жарко. Но в целом, отмечают синоптики, по-настоящему тёплых дней меньше, чем в прошлом году. А значит, охлаждаться кваском или мороженым хочется далеко не каждый день, правда? На этом температурном фоне информация о том, что производство безалкогольных напитков в крае выросло почти на 40%, вызывает, как минимум, удивление. Корреспондент «Хабинфо» побывал у производителей и разобрался в ситуации.

Если взять данные за временной период с января по май 2024 году, то окажется, что по отношению к 2023-му предприятия края произвели соков, морсов и кваса на 37,5% больше. Эти цифры озвучивает краевой минсельхоз. В нашем регионе выпускается около 70 наименований безалкогольных напитков. В этой сфере работает 20 предприятий.

— Скачок производства наметился благодаря выросшему спросу населения, — отмечает Светлана Абдалова, начальник управления министерства сельского хозяйства и продовольствия края. — За прошедший период 9,3 миллиона литров произведено безалкогольных напитков, минеральной воды, в том числе и кваса. Кроме того, предприятия расширяют линейку наименований продукции, количество точек и географию сбыта. К ассортименту, который производят наши хабаровские компании, проявляют интерес соседние регионы, например, Приморье. Кроме того, местной продукцией интересуются крупные торговые сети.

Например, компания «Х5 групп», федеральный ритейлер, больше известный хабаровчанам как торговая сеть «Пятёрочка», традиционно делает ставку на местного производителя. Хабаровский край далеко от центра России, возить соки и минералку не выгодно, логистика съест всю маржинальность. Гораздо продуктивней сотрудничать с местными компаниями, в том числе, продавая их продукцию под собственным брендом.

Алексей Андрусенко

— Мы на 20% увеличили в 2024 году оборот по сравнению с прошлым годом, — говорит Алексей Андрусенко, генеральный директор компании «Золотой юг», член общественного совета при минсельхозе Хабаровского края. — Спросите, как? За счет того, что встали на полки в торговых сетях по всему Дальнему Востоку. Сейчас открываются двери в «Пятёрочке» и в «Перекрестке», на всю страну. То есть мы проходим аудиты сейчас, мы готовимся к выходу со своей продукцией на всю территорию России. Мы все понимаем, что сейчас дефицит трудовых ресурсов, поэтому чтобы справиться с такими объёмами, необходимо новое автоматическое оборудование. Мы такое оборудование подбираем в Китае. Оно будет полностью роботизированное, нам необходимы сейчас под это оборудование меры поддержки. И только так мы сможем обойти дефицит кадров, увеличить объём производства, понизить себестоимость, и повысить качество продукции.

Компания производит соки, морсы и напитки с клеточным соком дальневосточных дикоросов. Предприятие работает в Хабаровске с 2016 года. Сейчас готовятся выйти на новый уровень: завершить производство безалкогольных напитков в упаковке тетрапак, и перейти на выпуск в пластиковых бутылках. Смену тары диктуют и федеральный ритейлер, и экономические обстоятельства.

— Сейчас на территории России такая упаковка, как тетрапак, не производится, — продолжает Алексей Андрусенко. — С приходом федеральных сетей мы меняемся, их интересует продукция в другой упаковке. У них вся тара, которая выпускается, вся сделана с учетом и перспективой роста в федеральных сетях. Всё будет в бутылке, видно, что налито, бутылка перерабатываемая, картон 5-6 слойный, чтобы его переработать, его необходимо везти в Липецк, а ПЭТ, в которой мы сейчас выпускаем, это легко перерабатываемый продукт, который утилизируют в любом городе. Это упрощает производство, и по устойчивому развитию крупных торговых сетей на первом месте стоит перерабатываемая тара.

Если мое предприятие выходит в торговую сеть, к примеру, «Перекресток», то увеличение производства будет в разы. Потому что численность населения на западе страны гораздо выше, чем на ДВ, соответственно, там другое количество магазинов и совсем другие обороты. Это будет кратное увеличение производства. Но нужны меры поддержки.

Основная проблема пищевой и перерабатывающей промышленности — это отсутствие мер поддержки. То есть пищевая и перерабатывающая промышленность подведомственна минсельхозу, и в фонде развития промышленности она никаких грантов и субсидий получить не может. Все меры поддержки идут на сельхозпроизводителей в минсельхозе, и они правильно идут. Всегда надо что-то вырастить. Но когда сельхозпроизводитель вырастил, он это все отдает на переработку, потому что то, что вы покупаете в магазинах — всегда упакованную, переработанную продукцию, у которой срок годности повышается и возникает добавленная стоимость. И вот тут просадка — сельхозпроизводитель произвел, отдал переработчику, тот переработал, и уже переработчик отдал в торговлю, потому что компетенции по работе с торговой сетью есть только у переработчика. А мер на покупку того же упаковочного оборудования у нас, увы, нет. Но я верю, что всегда можно найти законы, в которые можно добавить поддержку пищевой и перерабатывающей промышленности. Все решаемо, нужна только политическая воля.

В компании «Русский квас» тоже выросли объёмы производства. Но здесь рост связывают с увеличившимся интересом покупателей к продукции предприятия. Выпускать на 20% больше, чем в прошлом году, стали благодаря поставкам в то же Приморье. Безалкогольный напиток берут сети Комсомольска, Биробиджана, Благовещенская. Небольшие магазинчики охотно закупают и простой хлебный квас, и квас с добавлением мёда.

— Мы работаем с 2022 года, — говорит Владимир Молчанов, заместитель генерального директора компании. — Хлебный квас делаем на натуральных сухарях, изюме, воды и сахара. У нас заключен договор с компанией «Золотой колос», Корфовский, который нам поставляет еженедельно хлеб. Мы его режем, сушим и используем сухари в производстве кваса. В прошлом году произвели больше 130 тонн в этом уже больше — 150. В этом году установили новое оборудование, необходимое для маркировки продукции в системе «Честный знак». Сейчас работаем примерно на треть от своих возможностей, лето, всё же, не такое жаркое, как хотелось бы. Но неуклонно растём с каждым годом, что есть, то есть.

Безалкогольные напитки Хабаровского края были трижды представлены на международной выставке-форуме «Россия» (0+), которая проходила на ВДНХ. Производители региона постоянно работают над продвижением своих брендов, участвуют в различных выставках и ярмарках. Сейчас предприятия готовятся к выставке в рамках Восточного экономического форума (12+).

В ТЕМУ:
Простой рецепт домашнего кваса

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен