На что жалуются хабаровчане налоговикам, почему ФНС пристально следит за контрольно-кассовой техникой на рынках, а теперь плотно занялась еще и общепитом?

Обо всем этом вы поговорили с Юлией Бекишевой, замначальника отдела оперативного контроля Управления федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.

— Тема использования контрольно-кассовой техники (ККТ) на рынках существует с 2021 года, когда началась реализация проекта по исключению недобросовестного поведения налогоплательщиков, работающих на розничных рынках, — напомнила наш собеседник. — Сейчас есть смысл напомнить об этом проекте УФНС России.

Юлия Бекишева, замначальника отдела оперативного контроля Управления федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.

— И зачем такой проект потребовался?

— Чтобы все платежи на рынках проходили официально через кассовые аппараты. Чтобы предприниматели платили налоги со всех сумм, полученных от реализации товаров. Чтобы повысились налоговые платежи в бюджет. Чтобы конкуренция среди предпринимателей стала более справедливой. Чтобы сократился теневой оборот рынков.

— Извините, а разве до этого на рынках не было кассовых аппаратов?

— Были — но не всегда и не везде. Вообще применение ККТ регулируется федеральным законом, по которому все юрлица и ИП обязаны ее применять. В этом же законе прописаны исключения, в том числе касающиеся реализации товаров на рынках.

Хочу напомнить, как все начиналось. По всей стране на рынках налоговые органы провели инвентаризацию. Мы тоже обошли каждый рынок в крае, включенный в проект, переписали всех налогоплательщиков. Решали — у кого должна быть касса, потому что есть исключения, кому не надо ее применять. Затем стали наблюдать, проводить проверки. У кого не было касс, предлагали зарегистрировать. А потом был удаленный мониторинг.

— Кроме рынков, куда вы еще приходите?

— На ярмарки и некоторые торговые площадки, которые соответствуют требованиям проекта. В Хабаровске сюда входит Центральный рынок и рынок на Выборгской. И, скажем, хотя «Экодом» и «Фермерский дворик» на улице Ленина официально статус рынков не имеют, но тоже подходят по всем законодательным параметрам.

— А кто может не использовать ККТ?

— Такое право есть у тех, где не оборудовано их торговое место, нет сохранности товара. К примеру, нет холодильных витрин, не закрываются жалюзи. То есть это просто открытый лоток или прилавок. На Центральном рынке много таких мест, и эти продавцы там не обязаны применять кассовую технику.

— Когда на прилавке одни условия, а рядом в киоске с тем же товаром другие, это же несправедливо!

— Так прописано в законе. А мы с законодательством не спорим.

— Понятно. И что получилось за годы действия проекта?

— Увеличилась выручка с одного торгового места на 67%. В этом году она составила 776 тысяч рублей в месяц, к примеру, на Центральном рынке Хабаровска. Соответственно, выросли и налоговые платежи.

— А разве нельзя налог не платить?

— Можно. Но сложно и чревато. Все налогоплательщики на рынках знают об этом проекте. Они знают, что будет два этапа пристального внимания к ним. Первый — профилактический, второй — контрольный. К примеру, назначается профилактический визит. Инспектор выходит на место торговли и рассказывает о требованиях закона, об ответственности за его нарушение, о формах контроля и надзора. Такой визит обязательно проводится в первый год начала работы предпринимателя, а потом — раз в три года.

— Это называется «не кошмарить бизнес»...

— Да. Еще одна мера профилактики — объявление предостережения. К примеру, у налоговиков есть жалоба или информация о возможном нарушении закона о применении ККТ. Тогда мы вправе объявить предпринимателю предостережение уже в форме документа, где предлагаются методы исправления нарушения.

— Какие методы, это не тайна?

— Не тайна. Самые эффективные методы — использовать контрольно-кассовую технику и сформировать чеки коррекции. При этом дается срок исполнения. И в основном все предприниматели-нарушители предостережения исполняют. К примеру, чеков коррекции было сделано на 14,7 млн рублей только в этом году.

— Нарушитель отчитался об исправлении, и вы ему поверили?

— Не обязательно. Мы имеем право провести дистанционный мониторинг.

— Здесь цепляет слово «дистанционный». Вы наблюдаете со стороны? Или посылаете своих «агентов»-разведчиков?

— Ну, зачем так? Обижаете. Сейчас вся ККТ дистанционно передает данные в налоговые органы. Нам никуда ходить не надо. Мы в кабинете можем посмотреть, как часто использовался кассовый аппарат, какая разница между наличными и безналичными платежами, сколько делается чеков коррекции, возвратов и т.д. Элементарная дистанционная аналитика приводит к определенным выводам — добросовестный предприниматель или не очень. Это и есть дистанционный мониторинг.

— Добросовестное исполнение предостережений происходит из страха перед следующим этапом — штрафом?

— И это тоже имеет значение. Если предприниматель не исправит модель своего поведения на рынке сам, то последует контрольная закупка либо документарная проверка. Составляется протокол, возбуждается дело о нарушении и, как вариант, штраф. Штрафы не маленькие для ИП. За неприменение контрольно-кассовой техники — от 10 тысяч рублей и выше, для юридических лиц — от 30 тысяч.

— А выше — это до какой цифры?

— Выше — это без предела. Все зависит от суммы неприменения ККТ, повторного нарушения и т.д. К примеру, не применили кассовый аппарат на 100 тысяч рублей, заплатите штраф на 25 тысяч.

— Неужели нельзя вас обойти?

— А как нас обойти, если мы бываем на рынках практически каждый день?

— Каждый день?!!

— Конечно! Причем по краю участвует в проекте 24 рынка. Мы наблюдаем за расчетами со стороны, а потом, после обнаружения нарушений начинаем проводить мероприятия.

— Могу я, как покупатель, обратиться к вам с жалобой на магазин, где не все продавцы пробивают чеки?

— Обращаться можно и нужно. Но обращение должно быть в письменной форме, где указывается дата и время покупки, наименование купленного товара, его вес, цена. Причем по закону о контрольно-надзорной деятельности мы, получив жалобу, имеем право проводить контрольные мероприятия только после подтверждения факта нарушения и идентификации заявителя. То есть вы должны прийти к нам с паспортом и т.д., вас могут еще и опросить.

— В таком случае никто и жаловаться не станет...

— Не соглашусь — жалоб достаточно. А иначе нельзя. Ведь может быть элементарная клевета или происки конкурентов.

— Обращала внимание, что в магазинах многие отказываются от чека, предлагаемого продавцом.

— А зря отказываются. Кассовый чек в магазине или на рынке — это документ, по которому можно и вернуть некачественную продукцию, и в суде доказать, если ею, например, отравился.

— Вернемся к рынкам. Как выглядит ваша работа в цифрах?

— В 2024 году в крае на рынках проведено 83 профилактических мероприятия. В том числе 24 профилактических визита и 59 случаев объявления предостережения. Также проведена 31 контрольная закупка в отношении тех предпринимателей, которым выдано предостережение, но они не исправили нарушения. И еще: в рамках названного проекта находятся под наблюдением более тысячи предпринимателей.

— А раньше было больше мероприятий или меньше?

— В 2021-2023 годах меньше проверяли, потому что в пандемию было официальное ограничение проверок.

— А дальше какой прогноз: предприниматели на рынках станут более добросовестны и проект придется закрыть?

— Я не могу прогнозировать. Вы же понимаете, какая тенденция в стране — поддержка предпринимательства. Многое делается для того, чтобы торговля развивалась. А проект «Исключение недобросовестного поведения на рынках» пока не имеет официального срока его окончания.

— Не усложняем ли мы себе жизнь контрольно-кассовой техникой? Раньше спокойно обходились без этого — и не было никаких трагедий.

— Разве можно сравнивать, что было раньше в торговле и что стало теперь? А контрольно-кассовая техника, в моем понимании, обеспечивает определенный трехсторонний порядок в отношениях продавцов, покупателей и государства.

— Напомните, сколько лет от роду этим отношениям?

— С 2003 года существует федеральный закон, по которому практически вся розничная торговля и почти все услуги обязаны применять ККТ. То есть практически все расчеты с физическими лицами должны быть с применением касс.

— Помимо рынков что еще контролирует ваш отдел?

— Еще один проект УФНС России — «Общественное питание». Он возобновлен в 2024 году, а до этого просуществовал совсем недолго, так как был приостановлен из-за пандемии. Сейчас в этом проекте участвуют все точки общепита края. Цель у проекта такая же, как и на розничных рынках: повсеместно применять ККТ при оказании услуг общественного питания, увеличить платежи в бюджет, обелить теневой оборот в сфере этих услуг. Мы начали мониторить объекты общепита. Уже начали выявлять нарушения, о чем неоднократно говорили с налогоплательщиками на семинарах и вебинарах.

— И какие основные нарушения в этой сфере?

— Первое — это когда при оплате заказа выдается клиенту пред-чек. Например, вы пообедали в кафе и просите счет. Вам что приносят? Не кассовый чек, а счет, который еще называется «пред-чек». Вы заплатили, деньги у вас забрали, а взамен ничего не дали. Возможно, они чек пробили на кассе. Но это уже нарушение по отношению к клиенту и к закону, так как является поводом для налоговиков, чтобы проверить использование кассы.

Второе: не пробивают по кассе предоплату за банкет. Например, вы забронировали столик, внесли предоплату и вам выписали товарный чек. После банкета вы рассчитались, вам выдали чек на полную стоимость банкета. И вы считаете, что все правильно? Нет, не правильно. Чек на предоплату должен быть пробит, а потом пробит второй чек с учетом аванса — то есть пробивается два кассовых чека.

Часты нарушения по реквизитам чека, когда нет фамилии кассира или нет наименований блюд. Причем не просто, к примеру, «салат», а должно быть полное название — «салат Цезарь». Схема работы с такими налогоплательщиками аналогичная: вначале профилактические мероприятия, потом — контрольные.

— Как понять, какой чек дали мне, скажем, в ресторане?

— Полезный вопрос. Расскажу, на что обращать внимание, получив чек в заведении общепита, чтобы понять, кассовый ли это чек? Допустим, вам для расчета принесли гостевой счет. На нем есть кюар-код, как на обычном кассовом чеке. Но это кюар-код, чтобы оставить чаевые.

— Изумительно!

— Вот именно! Счет или чек даже с кюар-кодом не означает, что это фискальный документ. Поэтому важно обратить внимание, что вам дают. В настоящем кассовом чеке должно быть наименование организации, ИНН, адрес места осуществления расчета, наименование всех заказанных вами блюд, цена и общая цена, кюар-код, некоторые другие реквизиты. Если у вас есть какие-то сомнения, то можно сканировать кюар-код. В свое время наша служба разработала приложение по проверке кассовых чеков. И оно сразу покажет, является ли данный чек кассовым чеком и насколько он корректен, то есть передан ли он в налоговые органы.

— Многих ли нарушителей выявили по этому проекту?

— Контрольных закупок было всего несколько, пока проект набирает обороты. Чтобы выявить плательщиков, которые принципиально не пробивают чеки на кассе, требуется время, которое дается на исправление поведения. Более реальные результаты будут к концу года.

— Если УФНС возобновила проект «Общепит», стало быть, здесь есть достаточный теневой оборот?

— Мы не знаем, какие были обоснования. Понятно одно — лишним не будет. Ведь наши крупные рестораны, к примеру, все применяют ККТ. Но не доносят чеки до клиентов довольно многие.

— А на что еще жалуются хабаровчане?

— Многие обращают внимание и даже жалуются на то, что у налогоплательщиков на рынках или в других точках нет терминалов. Часто вы хотите расплатиться картой, а вам предлагают наличкой или переводом, так как нет терминала. И как понять, когда это нарушение, а когда нет?

Смотрите: в законе о защите прав потребителей прописано, что продавец должен обеспечить прием пластиковых карт. Но в то же время обязанность и административная ответственность за неисполнение этого положения закона возникает только у тех налогоплательщиков, у которых выручка за предыдущий календарный год превысила 20 миллионов рублей. У всех остальных мелких предпринимателей есть только одна обязанность — применение ККТ.

— И все же: на что больше всего жалуются?

— По автобусам много жалоб, особенно в последнее время. К сожалению, перевозчики (а их много) не всегда восприимчивы к нашим профилактическим мероприятиям. У перевозчиков достаточно много проверок и контрольных закупок, потому что они не применяют кассы. Мы неоднократно проверяли их на разных маршрутах. И штрафовали.

— А Вам не кажется, что контрольно-надзорная работа в последние годы стала излишне мягкой, даже деликатной?

— Отнюдь не излишне. Хочу сказать, что это оправданная политика «мягкой силы» по отношению к бизнесу. Насколько это эффективно и насколько правильно — покажет только время.

В ТЕМУ:
Местная индейка может исчезнуть с прилавков магазинов Хабаровска

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен