С единым государственным экзаменом я впервые столкнулась в начале 2000-х, когда дочь заканчивала школу и уверенно шла на медаль. Наша Переяславская средняя школа № 1 тогда вошла в эксперимент, и дети оказались в числе первых, кто сдавал ЕГЭ. В 2025 году единый госэкзамен будет сдавать сын. А я за это время (более, чем 20 лет) прошла весь путь «егэшника»: родитель — учитель — общественный наблюдатель.

Как всё начиналось

Начало 2000-х годов. В школах постепенно вводится разделение на профильные классы. Правда, такого широкого спектра, как сейчас, ещё не было. Предлагалось выбрать одно из трёх направлений: гуманитарное, точные науки и общий профиль. Общий — это для тех, кто так и не определился к моменту выбора, к кому примкнуть: умным или красивым.

Так как дочь усиленно изучала английский и китайский языки, то и направление выбрала гуманитарное.

Урок математики в этом классе шёл один раз в неделю — ознакомительный, чтобы считать и задачки решать не разучились. В классе «техников», напротив, до минимума сократили литературу и убавили часы по предмету «русский язык».

Гром грянул накануне выпускных экзаменов. В конце февраля на родительском собрании нам объявили: школа вошла в эксперимент по сдаче единого государственного экзамена. Гуманитарный класс сдаёт математику на общих основаниях. Точно так же, как математики — русский язык и литературу.

Не трудно представить, что творилось потом. Школа все силы бросила на «переподготовку». В головах у детей и родителей царил хаос. И чем ближе подвигалась дата первого экзамена, тем больше нарастала паника.

Это тогда, на первых ЕГЭ, в школах дежурил не один врач, а бригада скорой помощи. И это тогда увозили с экзамена в больницу первых выпускников, потерявших сознание от перенапряжения и страха. В том числе и мою дочь. Слишком уж велик был риск потери заслуженной за годы учёбы медали, а на горизонте маячила реальная возможность не поступить в желанный вуз на бюджет.

Из плюсов того года могу сказать только одно. Детей на предмет «недозволенного» так усиленно не обыскивали, вся функция дежурного полицейского сводилась к тому, чтобы «соблюсти порядок». И пересдать экзамен, даже попавшись со шпаргалкой, можно было почти сразу, а не через год.

Кстати, в первые годы сдачи ЕГЭ далеко не все вузы приняли участие в эксперименте. Поговаривали, что не хотели они набирать студентов «по воле случая», на каждого должен посмотреть преподаватель и решить: а нужен ли вузу этот человек. Так что экзамен мы сдавали повторно — уже в университете.

Взгляд учителя

Работать учителем я начинала ещё в советской школе, будучи студенткой заочного отделения педагогического института. Соответственно, и экзамены дети сдавали «по старинке»: они тянули билеты, а педагоги тянули за уши тех, кто этот экзамен сдать не мог.

Да, и тогда было волнение чуть ли не до обморочного состояния, и тогда, поймав со «шпорой», могли отправить на переэкзаменовку. Но!

Но в условиях сдачи экзамена «вживую» учитель мог подойти и успокоить, дать маленький намёк на подсказку. А если и ловили за списыванием, далеко не всегда выставляли за дверь, а просто грозили пальцем и делали «серьёзное последнее» замечание. Сами экзамены проходили в родной школе, где знакома каждая царапина на парте, и с педагогами, пусть не всегда любимыми, но ставшими за несколько лет близкими.

Как учитель, я знала, на что способен каждый мой ученик. И кому для успешной сдачи достаточно сделать строгие глаза, кого подбодрить обычным прикосновением, а кому и шепнуть пару слов подсказки, чтобы с «мёртвой точки» сдвинуть.

На ЕГЭ такой возможности нет. И когда я первый раз проводила единый экзамен, мне было безумно жаль этих перепуганных больших детей. Незнакомая школа, чужие учителя, которые сидят, как надсмотрщики (учителям, кстати, во время экзамена пользоваться телефонами и разговаривать тоже запрещено).

Довелось мне быть и «дежурной по коридору». В функции этих учителей входит сопровождение детей, вышедших из кабинета — водички попить, принять лекарство (при необходимости), в туалет сходить. Разговаривать с детьми можно, но только не по экзамену. Но, честно говоря, педагоги шёпотом спрашивали, что да как, и если могли, подсказывали и давали советы. Правда, не всегда могли. Предметы-то разные, и учителей-предметников ставят на экзамен далеко не по своему направлению. Например, филологи идут на математику, а математики — на литературу.

В обязанность сопровождающего педагога входит довезти группу детей (или одного ребёнка, неважно) до школы, где проходит тот или иной экзамен, дождаться их и отправить домой целых и невредимых. Тут уж «своих» детей и наобнимаешь, и утешишь, и «волшебный пинок» дашь, и, чего уж греха таить, перекрестишь тайком, отправляя на очередную аттестацию.

В общем, педагоги волнуются за детей ничуть не меньше, чем родители. И неважно, свой ученик стоит перед тобой, или из другого какого учебного заведения. Обласкают, посочувствуют, а если возможность будет, то и подскажут что-нибудь. Конечно, может быть, и не в каждой школе так. Но лично мне в этом плане с коллегами повезло.

Взгляд родителя и наблюдателя

Долгое время я, как родитель, была против единого экзамена. Наверное, тут свою роль сыграло и знание процесса «изнутри». Слёзы и истерики детей не добавляют положительных эмоций.

В последние годы сдать ЕГЭ предлагают и родителям. Чтобы на себе прочувствовали, каково быть учеником. Сдавала дважды. Страшно не было. И в роли выпускника школы тоже себя не почувствовала. Мне же поступать не надо, и баллы мои никакой роли в дальнейшей жизни не сыграют. Но неприятный осадок «а вдруг не сдам и окажусь в дураках», присутствовал всегда.

Негативные чувства вызывает и «обыск» детей при входе на экзамен. В каждом экзаменационном пункте он прходит по-разному. Где-то со скандалами на всю Россию, где-то тихо и мирно, не нагнетая обстановку.

Общественного наблюдателя приглашают из числа родителей той школы, где будет проходить экзамен. Его роль — наблюдать, чтобы не были нарушены права ребёнка как на досмотре, так и во время самого экзамена.

В моём случае никаких нарушений не было. Но неприятное чувство какой-то униженности при пропуске детей (несмотря на всю благопристойность процесса) всё равно осталось внутри нехорошим осадком.

Сын сдаёт ЕГЭ на следующий год. И сейчас я, как родитель, в какой-то степени «ЗА» единый экзамен. Поскольку подавляющее большинство вузов и колледжей сегодня принимают школьные результаты, а законом разрешено подавать документы одновременно в пять учебных заведений, шанс поступить, в том числе и на бюджет, возрастает в разы.

Плюсы и минусы ЕГЭ

В последние годы эксперты от образования разделились на два лагеря. Одни утверждают, что единый государственный экзамен — отличная идея, приводя немало плюсов от демократичности и борьбы с коррупцией до возможности поступления в несколько вузов. Другие столь же аргументированно говорят о том, что ЕГЭ — проект провальный. И приводят столь же немало минусов, начиная от скандалов на пропускной системе и заканчивая случаями суицида после неудачной сдачи.

При этом каждый родитель и каждый выпускник, принимая ЕГЭ как неизбежность, составляет свою шкалу ценностей.

Для меня бесспорно в плюсах — упрощение процедуры поступления в вуз. Это и сдача экзамена без выезда в само учреждение, и подача документов сразу в несколько вузов по школьным результатам.

Ещё один плюс — сдача экзаменов по выбору. Ребёнок сдаёт не все предметы подряд (в советской системе образования к обязательной сдаче их было семь), а только те, что необходимы для дальнейшего поступления.

Бесспорный минус — высокий уровень стресса (хотя эксперты утверждают как раз обратное). Чужая школа, чужие учителя, досмотр на входе. Ребёнок начинает волноваться, и вот уже не там поставил галочку, пропустил ошибку… Балл снижен — и прощай мечта о нужном вузе.

Ещё один минус — пересдача через год. Да, это не для всех, а только для тех, кто «попался». На досмотре не заметили телефон, а он случайно на экзамене выпал из кармана. И даже если он в это время был выключен — вон из школы до следующего года. Выпала из кармана какая-то бумажка — тот же итог. И кто знает, как отразится такое решение на дальнейшей судьбе только начинающего свой путь молодого человека.

К минусам я отношу и компьютерную проверку. Техника воспринимает только чёткий почерк. И если ребёнок пишет, как курица лапой, высоких баллов ему не видать. Кстати, это повод родителям лишний раз потренировать своё чадо в письме.

ЕГЭ отменят?

Официально ЕГЭ в России ввели в 2009 году. С тех пор в Госдуме неоднократно поднимали вопрос по отмене экзамена. Но в 2023 году против отмены ЕГЭ выступили в Рособрнадзоре, такого же мнения придерживался премьер Михаил Мишустин, который назвал экзамен «социальным лифтом».

На днях депутаты Госдумы от фракций ЛДПР, КПРФ и СРЗП предложили вынести на обсуждение в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов. Об этом в Телеграм-канале сообщил председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

По мнению авторов инициативы, ЕГЭ не приносит ожидаемых результатов «в виде высокого качества знаний и доступности высшего образования» и способствовало перемещению коррупции из приемных комиссий университетов в сферу олимпиад.

В случае принятия, закон может вступить в силу с 1 января 2025 года. Результаты ЕГЭ, полученные до вступления в силу этого закона, будут действительны четыре года после сдачи и могут быть приняты вузами в качестве вступительных испытаний при приеме на программы бакалавриата и специалитета, следует из проекта закона.

В ТЕМУ:
Не подхватить экзаменационную лихорадку - советы для детей и их родителей

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен