Десятки хабаровских пенсионеров за это лето стали жертвами телефонных мошенников. И причем удается «развести» сердобольных бабушек и дедушек аферистам давно известным способом. Звонок от якобы сына или дочери с фразой «мама, я в беде» и пенсионеры уже готовы отдать все накопленное анониму на том конце телефонной трубки. мошенники по телефону

Хабаровские полицейские отмечают, что ущерб от мошенников исчисляется уже миллионами рублей, а список пострадавших от аферистов пополняется ежедневно. Действуют преступники нагло, напористо, играя на чувствах пожилых людей. Их абсолютно не смущает тот факт, что отнимают они деньги, которые пенсионеры годами копили на старость и похороны.

«Что вы за мать, в конце концов? Дайте денег»

Летом хабаровские полицейские столкнулись с новой волной обмана. Не мудрствуя, лукаво, аферисты используют стандартную схему. Сценарий незатейлив, но весьма эмоционален.

Вечером в квартире 83-летней Наталье Владимировны Н. раздался звонок. В трубке домашнего телефона пенсионерка услышала шум и бульканье. Через скрежет помех Наталья Владимировна разобрала женский голос, который показался ей смутно знакомым. Собеседница плакала и умаляла помочь.

– Света, это ты? Что стряслось? – спросила женщина, думая, что разговаривает с дочерью.

– Конечно я. Ты чего меня не узнала?

Очень тонкий психологический трюк. Примерно так мошенники узнают, от имени кого вести диалог. Будущая жертва понимает, что разговаривает с близким человеком, чувство опасности притупляется. Для аферистов начинается основной этап обмана.

Дальше Наталья узнала, что дочь попала в серьезную аварию, ее сбила машина и требуется срочная операция. Светлана говорила, что скорая увезла ее в больницу, хирурги настаивают на срочной операции, иначе велик риск остаться инвалидом. Но операция платная, и всю сумму надо внести прямо сейчас.

Для убедительности к общению подключился «хирург», который эмоционально, с использованием медицинской лексики обрисовал безрадостную картину. Если не приступить к операции прямо сейчас, в будущем Светлана почти гарантировано окажется прикована к инвалидному креслу.

– Вам сейчас 83 года, сможете ухаживать за неходячей дочерью? Вывозить ее на прогулки, к врачам? Что вы за мать, в конце концов? – бил наповал «хирург».

Сердце Натальи не выдержала и она согласилась отдать на лечение дочери все свои накопления – 3,6 млн рублей.

Телефонный «хирург» тут же вызвался помочь: мол, ехать никуда не надо, мой знакомый как раз в вашем районе ездит по делам. Он подскочит, заберет деньги привезет в больницу. «Знакомый» возник у дверей квартиры пенсионерки буквально через десять минут. Медицинская маска натянутая под глаза, осторожные манеры и низко сидящий капюшон, конечно, не вызвали подозрения у растревоженной женщины. Понятное дело, никаких расписок пенсионерка требовать не стала. Какие могут быть формальности, если на кону здоровье ребенка.

Получив увесистый пакет с купюрами, «знакомый» растворился в темноте подъезда.

Обман открылся буквально через час. Наталья Владимировна решила позвонить дочери, чтоб узнать, надо ли ей привести в больницу какие-нибудь вещи. Новость повергла пенсионерку в шок: со Светланой все в порядке, она дома и ни в какую аварию не попадала.

На следующий день потерпевшая написала заявление в полицию. Злоумышленников, которые так цинично и бесстыдно сыграли на чувстве помощи близкому, ищут полицейские.

В тени липовых аккаунтов

Таких историй, как у Натальи Владимировны, которые затем ложатся в основу уголовных дел, десятки только в одном Хабаровске. Каждый день в органы внутренних дел за помощью обращаются обманутые аферистами старики. Кто-то отдал мошенникам сто тысяч рублей, кто-то – более миллиона. Учитывая возраст, большинство жертв еще долгое время не могут отойти от стресса.

По данным полицейских, организация подобных афер существенно видоизменилась по сравнению с прошлыми годами. Если раньше телефонными мошенничествами промышляли осужденные, отбывающие наказание в колониях. То сейчас реальные хозяева теневого бизнеса скрыты за липовыми аккаунтами в различных мессенджерах и подменными телефонными номерами. И наем курьеров, которые забирают деньги у обманутых стариков, сейчас чем-то напоминает вербовку так называемых закладчиков. Все общение с заказчиками обезличено и проходит в закрытых группах социальных сетей. За каждую удачную акцию по отъему стариковских сбережений курьер получает деньги на карту, оформленную на подставных лиц.

Хабаровские полицейские отслеживают эти нюансы и прилагают максимум усилий, чтобы раскрыть каждое такое преступление. Однако главным своим оружием в борьбе с этим явлением правоохранители считают информированность людей.

Именно поэтому участковые уполномоченные на своих административных участках разносят информационные памятки с практическими советами, как не стать жертвами аферистов, общаются с детьми и внуками пожилых горожан.

Не так давно врио начальника подразделения участковых уполномоченных и ПДН отдела полиции №6 УМВД России по г. Хабаровску Елена Панкина инициировала встречу со специалистами Хабаровского комплексного центра социального обслуживания населения на дому. Клиенты организации – люди, которым требуется заботы, уход и поддержка: пенсионеры и граждане с ограниченными возможностями. То есть категории, которые находятся в зоне потенциального риска быть обманутыми.

Итог встречи – 350 информационных буклетов в скором времени социальные работники донесут до своих клиентов. мошенники по телефону

Вовремя одумались

Результаты такой работы, хоть и недостаточны, но они есть. Например, в сентябре две пожилые горожанки вовремя одумались и не пополнили внушительный список жертв телефонного «развода». И все благодаря вот таким памяткам и информации в СМИ.

Хотя изначально развивались события по стандартному сценарию. На стационарные телефоны 67-летней жительницы улицы Карла Маркса и 77-летней пенсионерки, проживающей на улице Калинина, вечером раздались телефонные звонки. В потоке шума они смогли разобрать женский голос, который просил о срочной помощи. Обе пенсионерки подумали, что разговаривают с внучками. Истории собеседниц горожанок оказались идентичными: попала в дорожную аварию, получила травмы, необходима срочная операция, дайте денег.

Хабаровчанки поначалу поверили. Ради спасения близкого человека 77-летняя горожанка была готова отдать один миллион рублей, вторая потерпевшая приготовила двести тысяч рублей. Обе женщины уже ждали курьеров. мошенники по телефону

Однако в последний момент они вспомнили, что сотрудники полиции не раз предупреждали о таком способе обмана пенсионеров. Пенсионерки созвонились с реальными родственниками и убедились, что с ними все в порядке. Проявленная бдительность позволила сохранить накопления. Женщины написали заявления в полицию. мошенники по телефону

Сотрудники полиции обращаются к гражданам:

  • При поступлении подозрительных звонков от «родственников» с просьбами о немедленном переводе крупной суммы, постараться проверить информацию.
  • Позвонить родственнику или связаться с хорошими знакомыми и обрисовать ситуацию. Вполне возможно, друзья или близкие помогут более объективно взглянуть на картину.

Кирилл Блинов, пресс-служба УМВД России по Хабаровскому краю, по материалам пресс-группы УМВД России по г. Хабаровску

Фото пресс-службы УМВД России по Хабаровскому краю


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен