Масштабную программу по развитию туристической отрасли продолжают реализовывать в Хабаровском крае. Стратегическая работа, начатая ещё в 2013 году в рамках госпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма», уже приносит результаты и теперь ведётся в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство», поддержанного Владимиром Путиным.

Значительным импульсом, как считают эксперты ведомства, стало участие края в нацпроекте «Туризм и гостеприимство». К примеру, в его рамках бизнес получил возможность получить так называемую «Единую субсидию». Для этого юрлица, ИП или НКО подают заявку о уже проделанных работах или приобретённых материалах в году, в котором и подаются на компенсацию в размере 70 % от общей суммы. Так вот, в нынешнем году регион получил Единую субсидию в размере 73,62 млн рублей. С учётом софинансирования из краевого бюджета общий объём поддержки в 2025 году достиг 75,91 млн.

Эти средства направляются на ключевые направления: 35 млн — на поддержку бизнеса, развивающего инфраструктуру, а остальная часть — на организацию крупных событийных мероприятий и региональной ярмарки «Амурфест» (0+).

Финансовая поддержка трансформируется в реальные проекты и рост ключевых показателей. Ведутся работы по реконструкции набережной в Хабаровске, реализованы такие значимые объекты, как многофункциональный комплекс «Броско», горнолыжный комплекс «Холдоми» и целый ряд других, — перечисляют в профильном ведомстве.

Эти усилия отражаются и на статистике Минтуризма региона. Въездной турпоток за первое полугодие составил 396 тысяч человек. Наблюдается рост интереса со стороны иностранных туристов. Прирост за первое полугодие составил 24 %, в основном за счёт гостей из Китая. Объём оказанных гостиничных услуг достиг 5,2 млрд рублей. В отрасли занято 1,9 тыс. человек, а в бюджет края уже поступило 175,9 млрд рублей.

Особое внимание уделяется внутреннему туризму и поддержке местных жителей. К примеру, работает программа бесплатных путешествий для школьников, на которую в 2025 году выделено 8 млн рублей. Популярен и проект «Отдыхаем в крае» (0+), позволивший более чем 70 тысячам жителей и гостей воспользоваться льготными предложениями от 70 компаний‑партнёров, — отмечают в министерстве.

Планы развития туротрасли края простираются до 2030 года. Среди ключевых целей — увеличение числа туристических поездок до 1,4 млн и создание современных инфраструктурных объектов, включая рекреационную зону на набережной Хабаровска и базовую инфраструктуру на острове Большой Уссурийский.

А ещё в этом году представители региона завоевали ряд престижных наград на международном конкурсе «ПроБренд» (0+). О том, как создаётся туристическая привлекательность края, мы поговорили с представителями регионального министерства туризма. Начальник отдела медиасопровождения Туристско‑информационного центра края Ксения Кузнецова и специалист отдела Богдан Кишко рассказали о том, какие новые проекты готовятся для жителей и гостей региона.

— Ксения, можно ли подвести предварительные итоги турсезона? Кто и откуда к нам приезжал?

— По проекту развития въездного туризма мы уже выполнили план на 2025 год более чем на 80 %. В рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство» к 2030 году у нас стоит цель в 1,4 млн туристов. Магнитами в этом году стали событийные мероприятия: Российско‑китайский форум (0+), гастрономические фестивали. К нам едут гости из Китая, Турции, Италии, ближайших регионов и Центральной России. Открытие новых объектов, к примеру, отелей и глэмпингов, также стимулирует турпоток. Из Китая к нам приезжают целыми семьями, чтобы побывать в Хабаровском водно‑оздоровительном комплексе.

Мы отмечаем, что о нашем крае узнаёт всё больше людей. И узнают регион тоже часто, даже если в нём ещё ни разу не бывали. Это продемонстрировали результаты всероссийских и международных конкурсов в сфере туризма. Два «Гран‑при» и несколько призовых мест Хабаровский край взял на международном конкурсе маркетинга в сфере туризма «Пробренд» (0+).

Так вот, специалистка по сельскому туризму из Ленинградской области — она один из экспертов конкурса — когда мы выходили на публику, так вскрикнула: «О, китолёт!» То есть женщина узнала наш символ, уже знает нашу брендированную продукцию, при этом, как выяснилось, она никогда прежде не была в Хабаровском крае.

— Расскажите, что именно было отмечено на этом конкурсе?

— Высшая награда присуждена за видеопрезентацию региона — фильм «Неведомый Хабаровский край. Дуссе‑Алинь» (6+). Это уже вторая награда фильма в этом году. Также отмечены наши проекты: визит‑центр «Амурский Утёс», календарь событий и один из хабаровских отелей как многофункциональный комплекс. Отдельно мы получили специальную номинацию за аудиогид «Дорога памяти» (0+), посвящённый Великой Победе.

— Фильм-победитель уже увидели зрители?

— Фильм ежедневно транслируется в нашем визит‑центре «Амурский Утёс», его представляли на международной выставке в Москве. Также он доступен нашим партнёрам для продвижения на международном рынке. А в декабре мы планируем презентовать в столице не только его, но и вторую часть цикла — «Неведомый Хабаровский край. Путешествие к китам» (0+), которая сейчас находится в работе.

Идея проекта была спонтанной. Мы записывали интервью с путешественником Александром Тарасовым для нашей рубрики, и он предложил подумать над совместными креативными проектами. Так родилась концепция цикла фильмов о чудесах Хабаровского края в духе National Geographic (18+; основная продукция этого телеканала — документалки о науке, природе, культуре, истории. — Прим. авт.). Мы вложили в него душу, и, как видите, он нашёл отклик не только у нас, но и у строгого жюри!

— А вот ваш аудиогид, насколько он востребован?

— «Дорога памяти» — это интерактивный и абсолютно бесплатный формат. Любой человек с телефоном и наушниками может пройти по маршруту в центре Хабаровска и, переходя по ссылке, услышать историю каждого памятника, связанного с военной историей города. Это удобно, современно и позволяет познакомиться с историей в любое удобное время. В планах — создание аналогичных гидов для других проектов. Так что да, уверены, такой формат востребован.

— Визит-центр «Амурский Утес» тоже был отмечен. Чем он живет сегодня?

— За год работы он превратился в настоящую культурную точку притяжения. Здесь проходят недели туризма — инклюзивного, промышленного, для серебряного возраста, — мастер‑классы, лекции о культуре коренных народов, выставки фотографов‑натуралистов. Само здание Амурского утёса пережило первую зиму, принимая гостей с отоплением, и теперь работаем круглый год. Аудитория центра приближается к цифре 100 тысяч посетителей. Зимой здесь тоже кипит жизнь: проходят бесплатные мероприятия, встречи, показы фильмов. Мы, к слову, еженедельно публикуем анонсы на текущую неделю в соцсетях Туристского информационного центра.

—И все же, видны уже практические плоды, к примеру, в виде роста числа туристов?

— В первую очередь, это уверенное позиционирование нашего региона на всероссийском уровне. Это поручение губернатора Дмитрия Демешина. Когда край громко заявляет о себе на всероссийском уровне, это напрямую влияет на его узнаваемость. И когда члены жюри конкурса говорят, что мечтают оказаться в местах, которые мы показываем, это дорогого стоит! Люди узнают, интересуются и, в конечном счёте, приезжают.

— Недавно в крае прошла «Неделя промышленного туризма» (0+). Что это за формат?

— Мы провели уже две такие «Недели» в этом году. Мы расширили географию, включив в проект Комсомольск‑на‑Амуре, Комсомольский и Амурский районы. И изменили возрастной формат. Теперь участвовать могут и взрослые. Можно посетить не только, к примеру, объекты тяжёлой промышленности, заводы и предприятия, но и телестудии, мультипликационные студии. Наша цель — показать промышленный потенциал края, чтобы молодёжь оставалась и хотела работать здесь! Чтобы попасть на эти экскурсии, нужна предварительная запись. Информацию о которой мы опубликуем у себя на сайте. Важно: на некоторые экскурсии, например на авиазавод, требуется предварительная подача паспортных данных.

— Недавно прошла информация про еще один необычный проект по привлечению туристов, называется «Шуми, Восток! Муралы» (0+). Как он появился и зачем?

— Этот проект, реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, — настоящая коллаборация музыки и уличного искусства, которую мы поддерживаем как информационные партнёры. Идея в том, чтобы рассказать о музыкальной истории Хабаровска через масштабные росписи на фасадах. Будет отобрано три лучших эскиза, которые украсят центр города. Планируется, что уже следующей весной муралы появятся на зданиях в центре краевой столицы. К ним также будут привязаны экскурсии с аудиогидом. И это, конечно, не последний такой проект!

В ТЕМУ:
Пальма вместо ёлки или Куда отправляются на новогодние каникулы жители Хабаровского края

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен