Что нужно знать хабаровчанам об уборке территорий и отоплении в квартирах
Зима в Хабаровском крае взяла с места в карьер: заявила о себе частыми снегопадами. И вопросы уборки снега, тепла в квартирах и борьбы с сосульками становятся особенно актуальными.
На что имеют право жители региона? Как заставить управляющие компании работать? Об этом в интервью рассказал заместитель начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края Александр Саласин.
— Александр Петрович, какова роль вашего управления в контроле над качеством уборки дворовых территорий?
— Наше управление осуществляет контроль над работой управляющих компаний в части содержания общего имущества многоквартирных домов, в том числе и дворовых территорий. Мы подключаемся не только по жалобам, но и проводим самостоятельные рейды. После снегопадов мы выезжаем, смотрим, как убираются территории. При выявлении нарушений, чтобы не штрафовать сразу, мы объявляем предостережение, и на его основании управляющие компании начинают уборку.
— А как проходят эти рейды? Выбираете места произвольно?
— Стараемся охватить территории, где работает наш инспекторский состав: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Советская Гавань. После сильного снегопада рейды могут быть ежедневными, если снегопадов нет — примерно раз в месяц. Работаем и по жалобам.

Нормативы уборки снега
— Расскажите, на что могут ссылаться жители? Какие нормативы по уборке снега существуют?
— Основной документ — это Постановление Госстроя России №170, утверждающее «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда». Согласно им после окончания снегопада снег должен быть убран на придомовых территориях в течение шести часов. Если снег сильный и идет непрерывно, то уборку следует проводить через каждые два часа, чтобы не образовывался большой слой. Эти правила касаются и тротуаров, и дворовых проездов. Кроме того, в каждом муниципальном образовании есть свои правила благоустройства.
— То есть, если снег шел всю ночь и утром закончился, к обеду двор уже должен быть чистым?
— Да, в течение шести часов после окончания снегопада. А если снег сильный и идет непрерывно, то по правилам через каждые два часа следует проводить уборку, чтобы не образовался большой слой снега.
— Речь идет только о тротуарах или о дворовых проездах тоже?
— И о тротуарах, и о дворовых проездах, включая места для парковки. К сожалению, часто бывает, что пешеходные дорожки очищены, а дворовые проезды, где машины не могут проехать, чистят в последнюю очередь, и порой люди ждут этого по месяцу.
Что свисает с крыш
— Давайте поговорим о другой зимней проблеме — сосульках. Как ведется борьба с ними?
— По правилам, наледь и сосульки должны убираться с крыш по мере необходимости. Если образовалась сосулька в месте, где ходят люди, управляющая компания обязана незамедлительно принять меры по ее удалению. В своих рейдах мы всегда обращаем на это внимание.
— Снег с крыш нужно счищать?
— Скатные кровли должны очищаться от снега, если его слой превышает 20 сантиметров. Плоские (мягкие) кровли от снега не чистятся, за исключением случаев, когда есть протечка.

Если убирают плохо
— Из вашей практики, чем чаще всего грешат управляющие компании?
— Основное нарушение — это плохая уборка внутридворовых проездов. Ссылаются на припаркованные машины, но это не оправдание. Также часто не убирают лед, а образование льда недопустимо.
— Куда допускается складывать собранный снег?
— На придомовых территориях, если это не повреждает насаждения — деревья и кустарники. Но, например, в Хабаровске по правилам благоустройства снег должен быть вывезен с придомовой территории в течение 12 дней.
— Если требования не соблюдаются, что в таком случае делать жильцам?
— В первую очередь надо обратиться в свою управляющую компанию или ТСЖ. Если меры не принимаются, можно звонить на нашу горячую линию: 40-23-40. Специалисты оперативно связываются с управляющими компаниями. Если и после этого ничего не делается, нужно подавать официальную жалобу (через порталы, соцсети), тогда мы выходим с проверкой и применяем штрафные санкции.
— А есть какие-то «горячие точки», где проблемы возникают регулярно, или, наоборот, образцовые «управляйки»?
— Как правило, проблемы возникают у крупных управляющих компаний, которые обслуживают от 20 домов и более, им сложнее справиться в срок. А с ТСЖ, которые управляют одним домом, проблем обычно нет.
— Вы сказали, что сначала выносите предупреждение. Это действенно? Исправляются?
— Да, около 70 процентов случаев после предостережения нарушения исправляются. Если же жалоба на тот же дом поступает снова, мы выходим, проводим проверку и накладываем штраф.
— Штрафы для управляющих компаний серьёзные?
— Для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических — от 300 до 350 тысяч. За прошлый год у нас было наложено штрафов примерно на пять миллионов рублей. Согласитесь, дешевле нанять дополнительного дворника, чем платить такие суммы.
Тепло в квартирах
— Теперь о тепле в квартирах. Как в этом отопительном сезоне обстоят дела с жалобами?
— В этом году ситуация лучше, чем в прошлом. Запуск отопления прошел нормально. Жалобы в основном касаются не обогрева всего дома, а отдельных квартир: не греет стояк или плохо прогревается радиатор.
— Напомните, какой температурный режим в квартире считается нормой?
— Температура воздуха в жилой комнате должна быть не ниже +18°C, а в угловой комнате — не ниже +20°C.
— Как происходит проверка, если в квартире холодно?
— Мы приходим с приборами и измеряем температуру воздуха в квартире. Также смотрим, насколько равномерно прогреваются радиаторы. Но главный критерий — это именно температура воздуха, а не батарей. Бывает, что батареи горячие, но в квартире холодно из-за промерзания стен. Или наоборот — батареи чуть теплые, но температура воздуха в норме, и привлечь УК мы не можем.
— Если проблема в промерзании стены, а не в батареях, что делать?
— Нужно подать заявку в управляющую компанию на промерзание стен. Они обязаны выйти и провести тепловизионное обследование. Оно делается только зимой, при перепаде температур. По его результатам станет ясно, в чем причина: в межпанельном шве или в самой плите, и что нужно сделать для утепления.
Бывают случаи, когда человек жалуется на холод, а радиаторы у него очень горячие. Выходим, измеряем — температура воздуха действительно низкая. Начинаем искать причину тепловизором и находим промерзание стены. Проблема не в отоплении, а в ограждающей конструкции. Привлечь управляющую компанию в этом случае мы не можем, так как законодательно температура самих нагревательных приборов не определена.
А если холодно?
— Что же делать, если в квартире холодно? Какой первый шаг?
— Первый и обязательный шаг — обращение в управляющую компанию или ТСЖ. Они обязаны в день обращения прийти, составить акт, измерить температуру. Если она ниже нормы, этот акт является основанием для перерасчета платы за отопление до момента устранения проблемы.
— Аналогичный алгоритм и для других проблем, например, с горячей водой?
— Да. Температура горячей воды в точке разбора должна быть не ниже +60°C. Если это не так, также обращаетесь в УК, они составляют акт, и производится перерасчет.
— Что бы вы посоветовали человеку, который столкнулся с коммунальной проблемой? Может, лучше сразу писать в ваше ведомство?
— Нет, сразу в наше ведомство обращаться не стоит. Вы, как потребитель, заключили договор с управляющей компанией и платите ей деньги за услуги. Если они не выполняют условия договора, ваша первая инстанция — это сама УК или ТСЖ. И только если ваши заявки игнорируются и меры не принимаются, тогда следует обращаться в контролирующие органы, то есть к нам.
— Какими способами можно к вам обратиться?
— Можно позвонить на горячую линию 40-23-40, написать через портал «ГИС ЖКХ», «Дом.Госуслуги», а также в социальных сетях. Мы все просматриваем и на все реагируем.
Отопительный сезон в Хабаровском крае проходит в штатном режиме, сообщают в региональном министерстве ЖКХ. В 2025 году муниципальным образованиям для сокращения аварийности выделено 163 млн рублей краевых субсидий. Кроме того, по поручению губернатора края из регионального бюджета направлено еще 331 млн рублей. Эти средства распределены в виде дополнительной финансовой помощи, бюджетных кредитов и средств резервного фонда на объекты в Ванинском, Николаевском, Советско-Гаванском, Тугуро-Чумиканском районах и Солнечном округе.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен