Вадим Туманов, умерший год назад в Москве, вернулся в Хабаровский край
Вадим Иванович Туманов умер 10 июля 2024 года в 17.30 в московской больнице им. Филатова, не дожив полутора месяцев до своего 97-летия. Человек фантастической, невероятной, неправдоподобной судьбы: узник Гулага и первый советский миллионер, политзаключенный, но уважаемый всеми урками и ворами, а годы спустя легендарный «золотой» старатель. После многолюдного прощания и кремации его прах предали земле на Троекуровском кладбище.
А совсем недавно, 9 июня 2025 года, прах его был также развеян над водами Охотского моря, в бухте реки Лантарь — узким кругом друзей и соратников, без всякой публичности и прессы. Лишь на одном хабаровском телеканале мелькнул сюжет об этой мемориальной церемонии, а затем исчез из архива. К счастью, я успел сюжет записать.

Но почему эта тихая, неафишированная церемония прошла именно на дальнем севере Хабаровского края? Откроем книгу воспоминаний Вадима Туманова «Всё потерять — и вновь начать с мечты…»
«Когда я прибыл в Хабаровск, в крае добывали золота всего от 800 кг за сезон до тонны. Разбросанные в бассейне Амура участки не могли переломить ситуации — требовалась крупная и хорошо оснащенная старательская артель. На окраине города были складские постройки, которые артель могла бы использовать в качестве базы. Решили: я с моими товарищами сначала побываем на побережье Охотского моря, в бухте Лантарь, на месторождении, и в зависимости от увиденного определимся.
Из Хабаровска летим на Ан-2 к хребту Джугджур. Охотское побережье — одно из самых трудных и далеких мест, где ведутся горные работы. Мысль только о том, как сюда забрасываться… Приземляемся у поселка Аян. Пересаживаемся на вертолет и минут двадцать летим в облаках. Нас четверых высаживают на снежной поляне.
Зимник через Джугджурский перевал — суворовским Альпам ловить нечего. До нас с техникой никто там не проходил. В зиму 1970 - 1971 годов мы развернули заброску техники, запчастей, горюче-смазочных материалов по зимникам, иногда по воздуху. А в весеннее время накопленные в Хабаровске грузы сплавляли на плашкоутах по Амуру до Николаевска, оттуда мимо Шантарских островов к нашей основной базе в бухте Лантарь. В первый же сезон наша новая артель «Восток» вышла на добычу тонны золота, а потом пять лет подряд мы добывали по полторы тонны.

К середине 70-х годов вся хабаровская добыча держалась на «Востоке» и «Амуре», двух созданных нами артелях», — вспоминал первый председатель тех артелей Туманов.
«За всю свою историю в артели было три руководителя, включая сегодняшний день. Это Вадим Иванович Туманов с 71-го по 76-й год, потом Геннадий Иосифович Малышевский с 1976-го по 2021 год. А потом, после 21-го года, когда Геннадия Иосифовича не стало, коллектив доверил руководство артели мне», — рассказывает Николай Михайлович Юдаков с экрана телепрограммы, посвященной мемориальной церемонии.
В программе были собраны и представлены зрителям все главные участники церемонии.
Виктор Иванович Таракановский сегодня возглавляет Союз старателей России, а в 1955 году, когда ему было 29 лет, стал самым молодым директором прииска Кулар, что на берегу Северного Ледовитого океана. Затем в разные годы работал директором объединения «Приморзолото» и — главным инженером артели старателей «Восток».
Александр Анатольевич Демидов редактировал мемуары «Всё потерять — и вновь начать с мечты…» — это близкий друг, помощник и соратник Вадима Туманова.
«С детства он мечтал о море, 16-летним мальчишкой попал на флот, во время войны с милитаристской Японией ходил в команде краснофлотцем», — говорит Александр Демидов. — «Мне посчастливилось еще в детстве, лет с семи, наверное, слушать его, он был прекрасным рассказчиком. Вадим Иванович не стал капитаном — будучи арестован в 1948 году, он угодил на Колыму. После смерти Сталина, чтобы освободиться, организовал скоропроходческую бригаду, и до сих пор не побиты их рекорды!»
В апреле 2026 года «Востоку» исполнится 55 лет, напоминает Николай Юдаков. И к тому времени артель планирует добыть 55 тонн золота, Выходит, в среднем по тонне в год. Это результат работы всего коллектива, старательских принципов, заложенных Вадимом Тумановым и Геннадием Малышевским.
Добыча золота связана с поддержкой банков, об этом с экрана сказал крупный банкир. Но, пожалуй, самый знаковый участник той памятной церемонии — Сергей Мельниченко. Бизнесмен из Амурской области круто изменил свою судьбу, прочитав книгу Туманова:
«Я взял лицензию на золотодобычу на побережье Охотского моря, а для доставки туда грузов построил судно. Назвал его «Вадим Туманов» — других вариантов у меня не было!»
Вадим Туманов завещал развеять свой прах в Хабаровском крае, над суровыми, но дорогими ему местами, в бухте реки Лантарь, где когда-то начинала работу артель старателей «Восток». Согласно телесюжета, мемориальная церемония прошла с борта судна, носящего его имя. Трогательным, щемящим сердце и негромким состоялось возвращение легендарного старателя на свой родной «Восток».
А потом мне прислали фото с церемонии. Огромная бухта, судно «Вадим Туманов», люди возле него, база «Киран», которую далеким летом 1974-го артель «Восток» основала на побережье. На въезде, под деревом, как бы монумент — чугунный ствол корабельной пушки, якорь и ядра, обнесенные цепями. На лафете орудия мраморная доска со словами: «Первооткрывателям земли и морей Дальнего Востока от благодарных потомков».
Рядом с этой достопримечательностью вознесся восьмиконечный православный крест, свежесделанный, деревянный. На нем табличка: «Туманов Вадим Иванович. 01.09.1927 г. — 10.07.2024 г.» Одну часть его праха, доставленного друзьями из Москвы, развеяли, а другую упокоили, захоронив здесь, на территории артельской базы «Киран». Близ той морской пушки — он ведь мечтал о море. Замкнулся круг. Воистину фантастической, невероятной, даже неправдоподобной судьбы был Вадим Иванович Туманов.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен