Ещё одной творческой встречей завершился для амбассадоров Хабаровского музыкального театра 2025 год. В этот раз о своём пути в актёрскую профессию и о работе в театре и не только рассказал заслуженный артист Хабаровского края, художественный руководитель ХМТ, эксперт нового совета Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая маска», председатель Хабаровского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Никита Туранов.

«Пожар стал ключевым событием за все годы для всех сотрудников театра. Неважно, технический ли это персонал или исполнители. Но вспоминая эмоции того дня, когда казалось, что это конец света, конец жизни и ничего хорошего уже не будет, и понимая, что происходит сегодня, я рад, что мы проходим этот путь достойно и смогли дальше существовать. Это самое важное», — так начал свой рассказ Никита Туранов.

Потеря родного здания дала толчок к стремительным изменениям. Театр, много лет не выезжавший на гастроли, сегодня, по словам Туранова, живет гастрольной деятельностью.

«Мне бы хотелось прийти руководителем в театр, который имеет большой репертуар, стратегию развития и сплочённую команду. Посмотреть год-два, как этот корабль плывёт… Но досталось иное. Никто ничего мне не оставил от прошлой команды. Да и как руководить коллективом, который тебя знает изнутри, потому что я много лет был артистом? Вот тогда первый сезон как-то выстоять, не напугать ни зрителей, ни себя, ни артистов, это было, конечно, нелегко», — признается Туранов.

Назначение на пост художественного руководителя совпало с периодом полной неопределённости: не было планов на сезон, договорённостей с режиссёрами, ясного понимания будущего. Именно тогда и родилось решение о первых масштабных гастролях.

«Всегда находиться в одном городе, среди одних зрителей — неправильно. Для артистов это большой рост — быть увиденными другими, слышать иную реакцию, просматривать свои спектакли совершенно иным взглядом», — уверен художественный руководитель.

Гастроли как форма бытия

Первыми масштабными гастролями стала поездка в Челябинск с мюзиклом «Первый бал Наташи Ростовой», куда отправился почти весь коллектив — более 100 человек. Тогда задача казалось невероятной: подобрать сцену с нужными параметрами, вывезти декорации. И никто даже предположить не мог, что буквально через несколько месяцев музыкальный театр сможет работать при любых условиях.

Сегодня это будни. ХМТ побывал на сценах Театра имени Вахтангова и «Геликон-оперы», готовится к выступлению на Мариинской сцене во Владивостоке.

Каждый выезд — проверка на прочность и профессионализм. Установить спектакль на чужой площадке в кратчайшие сроки, сохранив всё качество, — задача не из лёгких. Это закалило труппу, сплотило её, но и предъявило жёсткие требования к каждому.

«Когда мне говорят: «Я не для этого учился, чтобы в каждом ДК петь», я отвечаю: «Не готовы — уходите. Я не могу пообещать то, чего не знаю сам». Страдать по утраченному нельзя, нужно работать в той данности, которая есть», — отметил Никита Александрович.

Рождение из пепла

Один из самых болезненных вопросов после пожара — что делать с репертуаром, большая часть которого погибла в огне? Восстанавливать утраченное или начинать с чистого листа?

Практика расставила всё по местам. Были восстановлены «Больше, чем любовь» (12+), «Принцесса на горошине» (6+), «Сватовство гусара» (12+), «Вертинский. Я сегодня смеюсь над собой» (16+). Но стало очевидно: зритель невольно сравнивает новые версии со старыми, и это сравнение редко в пользу первых. Так зачем делать хуже, когда можно сделать по-другому и лучше?

Финансовые и эмоциональные затраты на восстановление старого спектакля сопоставимы с постановкой нового. Но у премьеры есть будущее, а восстановленная работа останется лишь тенью прошлого. Поэтому было принято стратегическое решение: «Восстанавливать больше ничего не будет». И театр делает ставку на абсолютно новые работы. Ближайшая — новогодняя премьера «Алиса в Стране чудес» (6+).

«По главной улице с оркестром»

Несмотря на просьбу Туранова не касаться личной истории, амбассадоры не удержались. И биография художественного руководителя оказалась столь же интересной, как и путь его театра.

Семья у Никиты Туранова музыкально-военная. Отец всю жизнь проработал музыкантом в военном оркестре, мама — педагог. Дослужив в армии до пенсии, пошла работать в детский сад.

«Я в музыке, можно сказать, с пелёнок. Военная семья, и меня не спрашивали, хочу я или нет. Кстати, эта дисциплина помогает мне в жизни и сейчас. Меня отдали в бальные танцы, где я занимался семь лет. Потом — музыкальная школа по классу кларнета, занятия вокалом, театральная студия. В общем, я, как многие дети, по всем кружкам города бегал», — вспоминает Никита.

К девятому классу надо было определяться, что делать дальше. Подросток всегда мечтал стать артистом. Или учителем. Кстати, эта мечта тоже реализовалась — Туранов преподаёт студентам вокал.

Никита принимает решение поступить в музыкальный колледж. На что мама ответила: «Ну, если хочешь как отец работать на пяти работах, иди».

«Я окончил колледж по классу вокала. Там на втором курсе попал в театр. Выпускали спектакль, нужны были два мальчика. Меня в колледже отпустили, и вот тогда я понял, что это любовь, и что я буду работать только в театре», — рассказал Никита.

Потом было обучение в Хабаровском институте культуры и Санкт-Петербургском РГИСИ и дипломная работа в качестве режиссёра — спектакль-сказка на сцене Хабаровского театра драмы.

Сегодня в его активе — более 50 ролей. Среди любимых спектаклей — «Вертинский. Я сегодня смеюсь над собой», «Сильва» (12+, где он дебютировал в роли Бони на сцене ХМТ в 2013-м) и «Анна Каренина» (12+), где есть возможность работать с разными актрисами в роли Карениной, и каждый раз это получается другой спектакль.

Закулисье души

Техника перевоплощения и выхода из роли — тема всегда личная. Туранов признаётся, что научился этому не сразу. После роли Владимира в «Первой любви», которая требовала больших эмоций, он не мог «стряхнуть» с себя героя, жил его болью. Совет от вокалистки ХМТ, заслуженной артистки России Татьяны Маслаковой был лаконичен: «Вышел из театра и забудь».

Теперь у него свой ритуал. В день спектакля — минимум совещаний и разговоров. Приезд на площадку за три часа. Лёгкий завтрак и больше никакой еды. А после возвращения из театра сразу обязательный душ, чтобы «смыть» эмоции и настроение, и только потом — возвращение к домашней жизни.

Но театр продолжает жить в нём, особенно музыка из спектаклей, которая звучит в голове постоянно. Артист признаётся, когда выпускали «Бардак» (12+), он слушал ABBA сутками и пел всё время то на английском, то на русском. Музыка снилась даже ночью. То же самое было и с Вертинским.

«Иногда меня спрашивают: «Как спалось?». И я часто отвечаю: «Быстро». Только лёг, уже встал. Я всегда стараюсь приходить везде вовремя, поэтому всегда боюсь проспать. Сны снятся разные, как у всех людей. Иногда снятся старые или придуманные спектакли. Но есть один страшный сон, который повторяется — когда я не могу найти выход на сцену: дверь закрыта или заблудился. И я просыпаюсь в холодном поту», — делится Туранов.

Бывают, особенно накануне премьеры, и бессонные ночи. Например, в спектакле «Корсиканка», где Туранов играл генерала Гурго, был очень сложный танец соблазнения Жозефины. Он никак не мог выучить, куда идёт рука, куда идёт нога. И нельзя станцевать «приблизительно», нужно было сделать всё очень чётко. Репетировал ночью, перед шкафом. А наутро в театре сказал Татьяне Маслаковой, что полночи шкаф соблазнял. Надо же было какой-то объект найти!

Эксперт «Золотой маски»

Около года назад Никита Туранов вошёл в экспертный совет Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая маска». Ирония судьбы: это также стало следствием пожара. Активные поездки в Москву, необходимость рассказывать о беде и нуждах театра, сделали фигуру хабаровского худрука заметной.

Работа эксперта — титанический труд. Просмотр около 500 видеозаписей спектаклей, обязательные очные просмотры в городах-постановщиках. Для Туранова это ещё и бесценная школа: «В каждом театре есть свой стиль, что-то хорошее можно перенять, а про что-то сказать: мы этого никогда делать не будем». Он признаётся, что стал строже оценивать не только чужие, но и свои работы.

А потом эксперты «Маски» приехали в Хабаровск. Из-за очень высокой конкуренции никто уже не смотрел, в каком положении находится театр, оценивалась работа в целом. Мюзикл «Анна Каренина» стал номинантом премии «Золотая Маска» в категории «Оперетта-Мюзикл», а балет «Метель» вошёл в список наиболее заметных спектаклей сезона.

Сейчас театр готовится к показу «Анны Карениной» в Москве с живым оркестром. На гастроли отправятся 140 человек. В данный момент идёт выбор площадки для показа. И есть все шансы достойно показаться на «Золотой маске» и одержать победу.

Туранов также отметил, что сейчас Союз театральных деятелей и «Золотая маска» работают вместе, а министерство культуры России всесторонне поддерживает эти проекты.

«Театр — это по любви, по-другому быть не может. Я искренне люблю театр и даже не представляю, чем бы я сейчас занимался вне театра или без театра. В последние года я взял за правило в новогоднюю ночь поднимать тосты за все хорошие события, которые были в прошедшем году: за каждую премьеру, за каждую гастроль, за личные победы и хорошие дела. Стараюсь ничего не упустить, потому что чем больше озвучишь хорошего, тем больше будет этого в следующем году», — завершил беседу художественный руководитель Хабаровского музыкального театра Никита Туранов.

В ТЕМУ:
Солист Хабаровского музтеатра Даниил Санитар встретился с амбассадорами ХМТ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен