Амбассадоры Хабаровского музыкального театра завершили 99 театральный сезон
Творческой встречей завершился для амбассадоров ХМТ 99 театральный сезон. В этот раз тайнами своей профессии поделились заведующая труппой музыкального театра Татьяна Милютенко и главный хормейстер Александра Степаненко.
Разговор шёл о том, как приходят в театр и чем занимаются те, кто не виден зрителям, но от кого зависит бесперебойная работа постановщиков спектакля и артистов.
По воле случая
Несмотря на то, что Александра занималась музыкой с трёх лет, она никогда не мечтала стать ни музыкантом, ни дирижёром, ни уж, тем более, хормейстером. И не просто не мечтала, а даже совсем не хотела. Но после школы родители сказали: «Окончишь колледж, а дальше уже видно будет». И Александра поступила в Хабаровский колледж искусств.
— В колледже была замечательная практика — с первого курса студенты бесплатно посещали театр — репетиции, спектакли. У нас на курсе учились семь дирижёров-девочек, очень талантливые. Они знали наизусть все постановки, всех артистов, и они меня с собой водили. И первый, с кем я познакомилась, был Игорь Евгеньевич Желтоухов. Мы пришли к нему в гримёрку, и он дал мне первый в моей жизни автограф. Конечно, на меня тогда это посещение произвело очень сильное впечатление, но всё равно я не собиралась работать в театре, — вспоминает Александра Степаненко.
После колледжа Александра поступила в институт культуры на менеджера — в начале 2000-х это была одна из самых популярных профессий. Каково же было её удивление, когда во время одного из экзаменов её вызвали из аудитории и сказали: ты будешь учиться на другом факультете.
— Я вообще сдавала всё на пятёрки. И вот сижу, готовлюсь к ответу. Тут заходит женщина такая представительная: «Степаненко здесь? С вещами на выход!». Выхожу, а она и говорит: «Сходи в библиотеку, возьми там какие-нибудь ноты, через пять минут у тебя экзамен». Вот так во второй раз судьба распорядилась — меня зачислили на кафедру хорового дирижирования, — рассказала Александра.
Учась в институте, Александра продолжала приходить в театр. Смотрела, слушала, следила за жизнью артистов, но… Ей казалось, что это для неё — недосягаемый уровень профессионализма. Да и связывать свою работу с музыкой по-прежнему не хотела. Думала: «Закончу институт и отойду от этой профессии». Хотя уже работала дирижёром академического городского хора, затем и педагогом в родном институте. Но так получилось, что с перестройкой системы высшего образования на кафедре почти не осталось студентов-хоровиков. И тут опять вмешался Его величество случай.

Александру пригласили в караоке прослушать вокалистов. Рядом сидел директор музыкального театра.
— Он меня спрашивает: «Вы что, дирижёр? Срочно приходите к нам в театр!». Для меня это предложение стало большой неожиданностью — я же ни репертуара не знаю, специфика работы другая совершенно. На следующий день прихожу в институт, меня вызывает ректор и говорит: «С завтрашнего дня Вы переходите работать в театр, а у нас остаётесь по совместительству». Вот так 10 лет назад я и попала в Хабаровский музыкальный театр. И ничуть не жалею, что осталась в профессии, — улыбается хормейстер.
Можно сказать, что и Татьяна Милютенко попала в музыкальный театр по воле случая.
Она приехала в Хабаровск на учёбу из Еврейской автономной области. И так получилось, что познакомилась с Александрой Степаненко. Девушки подружились, Татьяна стала часто бывать на спектаклях, побывала за кулисами. Таинственный мир завлекал и немного даже пугал, ведь по профессии она вообще была очень далека от мира искусства — десять лет работала в большой компании-дистрибьюторе продуктов питания.
— В какой-то момент я поняла: всё, надо что-то в жизни менять. И переехала во Владивосток. А через четыре месяца грянул ковид, и мы все оказались в изоляции. И я решила: чего одной в большом городе сидеть, а в Хабаровске — мама. И вернулась, — рассказывает Татьяна.

Когда пандемия пошла на убыль и появилась возможность посещать различные заведения, Татьяна вновь начала встречаться с друзьями. Как-то её и Александру пригласили на день рождения одной из артисток музыкального театра. Там же был и директор ХМТ — Константин Зайнулин.
— Мы разговорились. И как-то так получилось, что мы настроились с ним на одну волну. Он начинает фразу — я заканчиваю. Я начинаю — он подхватывает. И тут Константин Александрович спрашивает: «Татьяна, чем Вы занимаетесь?» Ответила ему Саша: «А она как раз безработная, заберите её к нам в театр». На следующий день я пришла в ХМТ на собеседование и меня приняли на должность помощника художественного руководителя новой экспериментальной сцены. С тех пор прошло пять лет, — вспоминает заведующая труппой.
С первых же дней службы в театре Татьяна занималась не только постановками на малой сцене, но и курировала всевозможные театральные проекты. А год спустя Зайнулин предложил ей перейти на должность заведующей труппой театра.
С тех пор Татьяна Милютенко — главное связующее звено между руководителями, артистами, службами, документацией и прочими вещами, без чего не обходится ни один рабочий процесс.
— Собственно говоря, я нисколько не жалею об этом. Потому что как-то так вот получилось, что по своим внутренним каким-то качествам, по полученным предыдущим навыкам, я вот прям попала на ту должность, где, по всей видимости, просто подписана работать, — отметила Татьяна.
Секреты профессии
Хормейстер — одна из самых сложных профессий в театре. Расхожее мнение — он просто репетирует с хором и поющими артистами. На самом же деле — это дирижёр, который должен уметь петь, играть на разных инструментах, писать аранжировки, сочинять музыку… То есть владеть абсолютно всеми навыками, чтобы передать то, что хотел донести до своего слушателя композитор. А чтобы правильно интерпретировать музыкальное произведение, необходимо знать литературу и изобразительное искусство того времени, когда оно было написано, биографию самого композитора.

— По сути, я — связующее звено между артистом и композитором, — поясняет Александра. — У нас сложился очень хороший творческий тандем с главным дирижёром театра Русланом Антипинским. Зачастую мы вместе решаем, кто из артистов больше подходит, кто не подходит на ту или иную роль. Бывают такие моменты, когда я «перекраиваю» то, что написал композитор. Конечно, не классиков, а современных авторов, мюзиклы, например. Происходит это либо потому, что состав наш не совсем подходит, либо материал неудобно написан, так как не все композиторы понимают, что такое вокал. Звоню потом композитору: Я Вас тут почёркала немножко, простите» В ответ: «Ой, как хорошо получилось!» В общем, на правки ещё никто не жаловался.
Многие, приходя на спектакли, отмечают — в музыкальном театре все артисты — универсалы. Хор не только поёт, но и танцует, а балет научился петь. Бывает, что и те, и другие заняты в постановке и как ведущие артисты. Недавний пример тому — «Каникулы в Простоквашино» (6+), где дядю Фёдора сыграл артист хора Илья Ахтырко, а маму и папу — артисты балета Алексей Миронов и Ирина Огурлиева. Как этого добиться — вопрос к главному хормейстеру театра.
— В России можно по пальцам пересчитать вузы, где готовят артистов именно для музыкального театра. Они умеют и петь, и танцевать, и проделывать на сцене разные трюки практически одновременно. Но в основном к нам приходят совсем неопытные в этом плане актёры. И только здесь начинают учиться, — делится Александра.
Говоря о том, что научить петь можно всех, хормейстер сразу же провела с амбассадорами небольшой мастер-класс. И добавила, что поющий балет за кулисами обязательно «подстраховывают» артисты хора.
Совсем по-другому строится работа заведующего труппой музыкального театра — это бесконечные организационные вопросы, логистика перемещений, подготовка различной документации… В общем, всё, что касается репетиций, спектаклей, гастролей.
— Завтруппой должен быть всегда на связи, даже в выходные дни. Мы все — живые люди. Кто-то заболел, дома какие-то обстоятельства случились, я обязана всегда это увидеть, услышать, прочитать и организовать работу. Поменять артиста, составить расписание репетиций, состыковать эти репетиции и артистов, — объясняет Татьяна Милютенко.
Татьяна взяла на себя ещё и роль психолога коллектива, а её кабинет в театре в шутку называют кабинетом психологической разгрузки.

— У каждого бывают в жизни ситуации, когда хочется на кого-нибудь наорать, когда всё раздражает. Кто-то надоел так, что глаза б не видели. И человек, как говориться, идёт в разнос. Но в театральном коллективе это неприемлемо. Ведь работа на сцене — это прежде всего тесное партнёрство, когда нужно с полуслова понимать, вовремя поддержать. И если я вижу, что кто-то находится на грани срыва, я завожу в свой кабинет и говорю: «Здесь ты можешь делать, что хочешь. Рви бумагу, швыряй предметы. Представь на моём месте того, на кого ты злишься, и можешь на меня орать. Всё, что угодно, но скинь с себя этот груз». После такой «процедуры» артист успокаивается и продолжает уже полноценно работать и взаимодействовать с партнёром, — рассказала Татьяна.
При таком напряжённом режиме завтруппой и самой зачастую нужна «перезагрузка». Дома это мама и любимые домашние питомцы — две кошки и две собаки. А в свой редкий выходной Татьяна отправляется на рыбалку.
— Я очень люблю рыбалку. Уезжаю, где нет людей, где тишина. Когда приезжаю с уловом, мама очень радуется — она большой любитель рыбы, — улыбается молодая женщина. — А ещё мы с Александрой поём, куда-то выходим. И это тоже помогает собраться с силами и работать дальше.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен