Геннадий Дмитриевич Епифанов (1900—1985) — выдающийся советский художник-график, член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Художник родился в Ростове, там же окончил четырехклассное училище, преподавал пение в гимназии, работал в Ростовском музее древностей. Экстерном окончив Ярославское художественное училище, поступил во ВХУТЕИН. Вначале он учился на живописном отделении у К.С. Петрова-Водкина, затем перевелся на графический факультет, где его преподавателями были классики советской графики В.М. Конашевич и П.А. Шиллинговский.

Геннадий Епифанов, 1946

Епифанов работал в различных графических техниках — рисунке пером, ксилографии, акварели, гуаши, сепии. Важной частью творческого наследия Епифанова являются его натурные работы, исполненные кистью, пером, карандашом, иногда слегка подкрашенные акварелью.

По окончании института Епифанов начинает сотрудничество с книжными издательствами, что стало для него поистине делом всей жизни. Как художник книги он работал с лучшими издательствами страны: «Academia», «Художественная литература», «Искусство», среди самых удачных книг — «Назидательные новеллы» (12+) Сервантеса (1934), «Королева Марго» (12+) Дюма, «Одиссея» (12+) Гомера.

В 1966 году издательство «Художественная литература» выпустило «Пиковую даму» (12+) А.С. Пушкина. На протяжении нескольких лет Г.Д. Епифанов работал над иллюстрациями к ней, выбрав для воплощения замысла технику цветной ксилографии. Это издание называют «наиболее полным и цельным примером конструирования книжного и композиционного единства художественного замысла».

«Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!..» в коллекции ДВХМ
В ТЕМУ

Геннадий Епифанов разработал к «Пиковой даме» два вида иллюстраций — в цвете решены сцены основного повествования, легкие черно-белые заставки (главное фото) сопровождают эпиграфы глав самого таинственного пушкинского произведения.

В 1985 году от сына художника Дальневосточный художественный музей принял несколько десятков ксилографий, часть из которых — иллюстрации к «Пиковой даме», которые можно увидеть в настоящий момент на выставке «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!» (0+). Среди этих листов, пожалуй, наиболее выразительные — три.

Фото 1. Епифанов Г.Д.  — Германн. Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Одна представляет Германна (фото 1), идущего в тяжких раздумьях по заснеженным улицам Петербурга. Низкое серое небо давит на одинокую фигуру героя, хмурого, сосредоточенного, задумчивого. Художник использует разные способы обработки доски: черным пятном выделяется головной убор; неровной тонкой сеткой расчерчен плащ; небо подцвечено серым; снежинки разных размеров — от точек до круглых пятен — заполняют фон, превращаясь внизу в снежный наст, который автор создает с помощью незакрашенного пространства; здания этого сурового города словно вычерчены по линейке.

На следующем листе (фото 2) мы видим старую графиню, согбенно сидящую в кресле, и за ней черный и страшный силуэт, в котором узнается фигура Германна. Используя разные способы штриховки и слегка подцветив лист желтым, Епифанов передает и глухой свет ночи из окна, и отблески его на стенах комнаты. Резкими линиями даны чепец и ночное платье графини, то ли спящей, то ли впавшей в глубокую задумчивость.

Фото 2. Епифанов Г.Д.  — Графиня в кресле. Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «Пиковая дама»

В последней ксилографии (фото 3) художник запечатлел, возможно, самый напряженный момент «Пиковой дамы»: первую и последнюю игру Германна, в которой он надеялся на тайну трех карт, — и проиграв, сошел с ума. Здесь нет игроков — только их руки на столе, самом светлом пятне композиции. Фигуры зрителей — темные, решенные плотной штриховкой и подцвеченные розовым и голубым, — нависают над столом, давят на игроков своим напряженным внимание. Для усиления эффекта этого давления и напряженности Епифанов вводит фигуру невысокого мужчины, который пытается прорваться к столу и воочию наблюдать происходящее чудо.

Фото 3. Епифанов Г.Д.  Игра в карты. Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «Пиковая дама»

«Пиковая дама», видимо, в силу своего мистического сюжета, — наиболее популярный у художников пушкинский сюжет. Издание 1966 года с иллюстрациями Г.Д. Епифанова получило самые высокие оценки специалистов: «Экспрессия пейзажных и портретных иллюстраций и заставок, усиленная цветом, совершенная разработка шрифтовых решений сделали это издание выдающимся явлением советской книжной графики» (О. Родосская).

Е. А. Фролова, специалист ДВХМ

В ТЕМУ:
С Пушкиным на дружеской ноге. Как редакция «Хабинфо» вспоминала произведения классика

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен