Плакаты времён Великой Отечественной войны в ДВХМ
В годы Великой Отечественной войны актуальным и востребованным было искусство плаката, ставшее орудием идеологической борьбы с врагом. Плакат времен Великой Отечественной войны призван был поднять боевой дух, объединить в едином порыве против сильного врага.
В особом разделе выставки «1941—1945. Фронт и тыл» (6+), которая проходит в эти дни в Дальневосточном художественном музее представлены плакаты, созданные художниками и поэтами для «Окон «Удар по врагу», хабаровского аналога «Окон ТАСС». Эти плакаты стали такой же приметой военного времени, как и светомаскировочные ленты на окнах. Их развешивали в витринах магазинов, на досках объявлений, в общественных местах. Первое «Окно «Удар по врагу» вышло уже 4 июля 1941 года. Это была оперативная реакция на события на фронте, — новостей, передаваемых по радио.
Плакаты писались вручную, а также печатались в несколько красок с помощью трафаретов. Затем размещались в газетах: «Тихоокеанской звезде», «Тревоге», «Суворовском натиске». Типография Дальневосточного государственного издательства печатала плакаты, которые отправляли по всему краю.
На Дальнем Востоке служили в годы войны многие, в будущем знаменитые, художники, в том числе и В. Кайдалов, В. Завьялов, Н. Баскаков, М. Козелл. Создание агитационно-политических плакатов стало особой страницей их творчества.
Михаил Георгиевич Козелл, будучи военнослужащим, выполнил свыше 10 плакатов в «Окно «Удар по врагу», часть из них была выпущена массовым тиражом в печати. Одними из лучших своих работ сам художник считал плакаты «Слава советским женщинам» и «Годы меняют гада».
Над созданием плакатов кроме художников работали и известные дальневосточные поэты и писатели, например, Дмитрий Дмитриевич Нагишкин, Петр Степанович Комаров и другие. Их, специально написанные для агитации, стихи и тексты усиливали эмоциональное воздействие этого вида идеологического оружия.
На протяжении военных лет менялось и настроение плаката. В начале войны они трагические, призывающие к защите Родины (плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» представлен на выставке), вызывающие чувство ненависти к врагу. На втором этапе, после перелома в войне агитация проникнута оптимизмом, утверждением героизма советского воина-победителя. В этот период создаются сатирические, карикатурные рисунки, высмеивающие глупость и слабость врага.
Иван Дионисович Елкин в годы войны создавал тиражные плакаты для Дальиздата и рукотворные острые сатирические листы, основной посыл которых — наша Армия и Советский народ смогут победить в Великой Отечественной войне.
Серия рисунков, «посвященных Гитлеру», была создана Вадимом Вадимовичем Павчинским, который по состоянию здоровья был снят с воинского учета, но продолжал работать. За годы войны он написал свыше 170 карикатур и более 70 плакатов.
Удачная шутка и сатирический образ становились для людей своеобразной эмоциональной разрядкой. Представленная возможность посмеяться над врагом делала его не таким страшным. Огромное количество людей наполнялось силами для борьбы с гитлеровцами.
Тыл жил единой жизнью с фронтом. И всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Леонид Иванович Дешко, работая в штате «Тихоокеанской звезды», участвовал в создании агитационных плакатов. Его плакат 1943 г. «Заем — это оружие!» также представлен на выставке.
Государственные займы стали существенным источником пополнения государственного бюджета СССР в годы Великой Отечественной войны. Граждане стали жертвовать личные накопления на оборону страны. Движение приняло поистине широкий размах во многом благодаря пропагандистской кампании.
Надо сказать, настоящая фабрика по производству плакатов работала в военные годы. И благодаря совместной работе авторов и производственных групп (трафаретчики, резчики, шрифтисты) выпускались острые, сильные по эмоциональному воздействию листы, которые были близки и понятны каждому, и к тому же во многом способствовали приближению победы.
Боброва Е.А., сотрудник научно-просветительского отдела ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен