В выставочном зале Дальневосточного художественного музея проходит выставка «Ей имя — женщина» (0+). Главные героини выставки, как понятно из ее названия, — женщины разных эпох, сословий, национальностей и профессий.

Встречает зрителей большая, яркая работа художника из Азербайджана Эюба Мамедова «Женщины полей Ленкорани» (1967).

Эюб Мамедов (1921—1994) принадлежит поколению художников, прошедших войну, а после нее — формировавших изобразительное искусство Азербайджана в 1940—1950-е годы. В этот период появляется целая плеяда молодых талантливых художников, творческая манера которых заметно отличается от живописи предшествующих поколений. В лучших жанровых полотнах этих лет нашли свое отражение разнообразные жизненные сцены, наблюдаемые художниками на нефтяных промыслах Баку, на строительных площадках, в заводских цехах, на хлопковых полях и рисовых плантациях, на горных летних пастбищах — эйлагах и в животноводческих фермах.

Художник Мамедов обладал ярким живописным темпераментом, самобытным творческим почерком и индивидуальным стилем. Его мастерство начало проявляться уже в начале 1950-х годов, сразу же после окончания Московского художественного института имени В.И. Сурикова. В отличие от большинства сверстников, в своем творчестве Мамедов был далек от индустриальной тематики, отдав ведущее место сельской жизни и быту. С каждым годом его работы завоевывали все большее число людей, привлекали внимание как любителей, так и профессионалов. Его картины экспонировались на многих всесоюзных выставках. В них чувствуется уверенная рука художника, прошедшего академическую школу живописи, они отличаются монументальностью, пастозным мазком, реалистичностью и естественностью, правильным композиционным и колористическим решением, гармоничностью, цельностью форм и чистыми линиями.

Ведущей темой творчества Эюба Мамедова на долгие годы стала жизнь современной деревни. Художник проявлял неустанный интерес к быту и трудовой деятельности своих героев, часто бывал в сельских районах, расширял круг своих жизненных впечатлений. Живопись художника несла в себе национально-самобытные черты с чертами мирового искусства. Лучшим полотнам автора на тему современности присущи зрелость мысли, острота образных обобщений, высокий уровень профессионального исполнения.

Жанровые картины живописца привлекают яркостью и декоративностью колорита. Во многих из них художник освещает различные грани жизненной деятельности современной женщины. Важное место занимают лирические полотна, в которых автор прибегает к трактовке портретных образов в плане бытового рассказа, проникнутых семейной теплотой, любовью и дружбой. В 1960-е отчетливо проявляется желание выразить на полотнах большие жизненные сцены, отличающиеся обобщенностью и содержательностью. Эюба Мамедова можно назвать наиболее популярным, признанным и востребованным мастером жанровой живописи Азербайджана 1950—1960-х годов.

Живописное полотно «Женщины полей Ленкорани» из коллекции Дальневосточного художественного музея посвящено сборщицам риса в расположенном на юго-востоке Северного Азербайджана Ленкоранском районе. Трудолюбивое население этого центра земледелия и скотоводства испокон веков выращивало хлопок, пшеницу, овес, рис, марену и другие культуры.

Выращивание риса играло ведущую роль в жизни местного населения, в 70—80-х годах XIX века Азербайджан был главным центром культивирования риса на Кавказе и это было неизменно до середины ХХ века.

Живописное полотно Эюба Мамедова из коллекции музея — своеобразный гимн труду, не тяжелой изнуряющей работе, а радостному созиданию. Картина наполнена покоем и внутренней гармонией. Яркие сочные краски одежд героинь повторяются в цвете неба и пейзажа на дальнем плане в более размытых, пастельных тонах. Белые платки подсвечивают яркие кофты и темные лица. Для героинь полотна сбор риса — дело, которым занимались их предки на протяжении долгого времени. Это основа их жизни. В этой сцене обычной сельской жизни художник воспевает жизнь как труд.

Увидеть полотно Эюба Мамедова, а также женские образы, созданные другими художниками можно в выставочном зале Дальневосточного художественного музея до 31 марта 2024 года.

Марина Константинова, ведущий специалист ДВХМ

В ТЕМУ:
Академик портретной акварельной живописи Пётр Соколов в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен