В коллекции искусства народов Дальнего Востока хранится несколько десятков приамурских металлических украшений. Эти многочисленные артефакты — неотъемлемая часть традиционного облика женщин-аборигенок региона. Правда, некоторые украшения носили и мужчины, например, ножные браслеты. Среди данного типа артефактов самым распространённым являются серьги, — их порядка двадцати пар в коллекции Дальневосточного художественного музея. Основная часть коллекции серёг атрибутирована по национальному признаку, и принадлежит искусству нанайцев и ульчей Однако подобные украшения бытовали практически у всех народов Приамурья вплоть до XX в. Есть, в коллекции и, выбивающаяся из общей концепции, пара якутского происхождения.

Серьги в основном проволочные, либо изготовленные методом литья. Несмотря на то, что история этих украшений уходит в средние века, когда серьги широко использовались всеми народами Западной и Восточной Сибири, проволочные серьги, характерные для нашего региона, обычно датируют XIX веком.

Кольцо из латуни с резьбой. Неизвестный мастер. (рис.2) 

Следует отметить, металлические украшения составляли целый комплекс предметов. Их носили как мужчина, так и женщины. Надевались украшения на разные части тела, - браслеты на руки и ноги (рис. 1), кольца на пальцы рук (рис. 2) и конечно серьги. Ушные серьги в основном были женскими атрибутами. При этом на одно ухо их могли надевать в большом количестве. Серьги могли иметь достаточно большой вес, что часто приводило у женщин в старости к деформациям ушных мочек. По серьгам можно было судить и о достатке семьи, и определить принадлежность к роду. Также серьги могли считаться оберегами от болезней и амулетами, приносящими достаток. Пример ношения серёжек можно также увидеть в коллекции народного искусства ДВХМ на архивных фотографиях. 

Так, на (рис. 3) изображена женщина-нивх в праздничной одежде во время проведения фестиваля «Праздник народов Дальнего Востока» в селе Нижние Халбы в 1990 году. Как видно, на каждом ухе женщины висит по две массивные проволочные серьги, дополнительно украшенные каменными дисками и бисером.

Участница фестиваля нивха из серии Праздник народов Дальнего Востока. Село Нижние Халбы. Неизвестный автор. (рис.3)

Хранящиеся в собрании ДВХМ серьги изготовлены в основном из серебряных тонких проволок методом лёгкой деформации материала. В большинстве случаев мы видим скругление проволоки. Возможно, применялся какой-то круглый предмет, вокруг которого огибали заготовку, получая широкое незамкнутое кольцо с заострением на конце, — эта часть должна была вдеваться в ухо. Нижнюю часть серьги оставляли прямой и нанизывали на нее бисер. Увенчивались серёжки нефритовыми дисками с отверстием по центру, которые могли заменяться китайскими монетами (рис. 4 — рис. 7).

Вторая характерная для Приамурья форма спираль. Проволока с одной стороны округлялась широким незамкнутым кольцом, как в первом случае, вторая — нижняя сторона закручивалась в плотную спираль (рис. 8). Такой тип серёжек предназначался для украшения женского носа. Молодые девушки прокалывали для этого крылья носа, женщины постарше — перегородку.

Носовая серьга. Неизвестный мастер. (рис.8)

Интересно и неоднозначно происхождение каменных составляющих проволочных украшений. В силу долговечности материала, - нефритовые, сердоликовые, ониксовые бусы или диски могут датироваться I—III веками. Подобные предметы в виде бус находили в археологических раскопках в селе Троицкое Ивановского района Амурской области. И так как по серьгам определяли принадлежность к роду, можно предположить, что данные украшения передавались по наследству на протяжении веков. Металлические украшения с полудрагоценными камнями, несомненно, имели сакральное значение в древности и украшали как живых, так и мёртвых.

Занимательны более поздние по изготовлению - (нач. XX в.) нанайские, традиционно круглые серьги, выполненные в технике литья и гравировки, в форме которых читаются то ли мифические драконы, то ли змеи (рис. 9). Такие металлические украшения с зооморфными образами (по предположению автора заметки) могли служить вместилищем духов — помощников шамана высшей категории, на что указывает материал изделий. Однако после смерти шамана соплеменники предпочитали избавляться от таких атрибутов. Однако серьги были приобретены у нанайца Киле Укчу во время экспедиции 1937 года, а не в процессе археологических раскопок, что делает предположение автора спорными.

Серьга серебряная нанайская. Неизвестный мастер. (рис. 9) 

Так или иначе, серьги являлись важной частью культуры народов Приамурья. Их происхождение уносит нас далеко в прошлое, и отголосками музейных коллекций возвращает в настоящее.

А.М. Ковальчук, ведущий специалист

по искусству народов Дальнего Востока, ДВХМ

В ТЕМУ:
Ковры из птичьих шкурок, или Уникальность декоративно-прикладного искусства негидальцев

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен