Фламандский живописец Александр Адриансен (1587–1661) родился, жил и умер в одном из главных морских портов страны – Антверпене, неслучайно на многих его натюрмортах мы видим различные дары моря. Александр Адриансен

Основным жанром, в котором работал Адриансен, был натюрморт, равно популярный во фламандском и голландском искусстве XVII века и имеющий общие темы: «кухонный» и «роскошный», «охотничий» и «цветочный», «рыбная лавка» и «накрытый стол», «vanitas» и «монохромный завтрак». Отличием же был подход к толкованию сюжетов: фламандское искусство жизнерадостно, с благодарностью воспевает богатства Природы, голландское же сосредоточено на морализирующих и аллегорических подтекстах бытовых сцен и натюрмортов.

«Рыбы» Адриансена можно отнести по типу и к «рыбной лавке», и к «кухонному» натюрморту: морепродукты и рыбы с капельками воды, выложенные на стол для приготовления, уже частично обработаны, словно «хозяйка изготовилась приготовить, но куда-то отошла». Но может быть, это фрагмент лавки торговца рыбой: «самые разнообразные рыбины, большие и малые, морские гады и моллюски» выложены на столе для потенциального покупателя – близость моря давала художнику возможность запечатлеть самых разнообразных своих «жителей» и превратить свой натюрморт в иллюстрацию изобилия природы, в прославление рыбацкого труда.

Лишенные эффектной роскоши работ Франса Снейдерса, рыбные натюрморты Адриансена они притягивают взгляд «смягченными» контрастами светотени, единичными яркими пятнами рыбной плоти, блеском влажной чешуи и сверканием капель воды. Их скромность и простота способствуют точной и естественной передаче натуры.

Всего известно 170 подписных работ художника. На натюрморте «Рыбы» из собрания Дальневосточного художественного музея тоже есть его характерная подпись: Alex.Adr.fec... (Александр Адриансен исполнил). Написанный маслом на дубовой доске, этот натюрморт имеет небольшой размер (36 x 54), который, возможно, определил выбор скромного сюжета и лаконизм средств его воплощения.

На темном деревянном столе выложены разные сорта рыбы и морепродукты – в целом, неповрежденном еще, состоянии и в разрезанном виде. Часть продуктов лежит прямо на столе, в отдельной керамической вазе морепродукты, на керамическом блюде – рыба с открытым ртом, словно еще глотает воздух. Влажно переливаются на свету и закрытые раковины, и вскрытая устрица, и рыбья чешуя. Александр Адриансен

Самое яркое пятно в картине – разрезанная плоть лосося, голова которого по традиции фламандского натюрморта развернута именно таким образом, чтобы зритель мог восхититься сочностью и свежестью красно-оранжевого мяса.

Сочетание в одной сцене живого и мертвого отсылает зрителя к одной из тем голландского натюрморта XVII века – «vanitas», теме тщетности сущего и краткосрочности жизни. Разные стадии сохранности продуктов – прообраз цикличности жизни, жизни, превращающейся в смерть. Многочисленные капли воды на столе и на продуктах, усиливающие впечатление свежести даров моря, словно только что выловленных, в то же время также могут восприниматься как аллегория времени, его скоротечности: жизнь капли – одно мгновение, они мгновенно высыхают.

Но в отличие от кальвинистских взглядов и более строго образа жизни в Голландии, фламандцы наслаждаются чувственной жизнью с благодарностью и наслаждением, во фламандской природе отсутствовало морализирующее «предостережение против избытка земных благ». Отсылки к четырем временам года, четырем стихиям или к христианской символике в рыбных натюрмортах Адриансена также кажутся специалистам надуманными: «Ничего не подразумевающее удовольствие от просмотра, визуальное наслаждение всей этой добротой и красотой на столе фламандского богача XVII века, должно быть, было единственным намерением Адриансена». Главной темой в них выступает «радость творения», щедрость богатого моря, дающего человеку изобилие добрых даров, богатый стол Фландрии.

Композиция музейной работы характерна для рыбных натюрмортов Адриансена. Она очень проста: предметы скомпонованы на одной линии – доске стола, но размещены таким образом, что почти не заслоняют друг друга, художник дает возможность полюбоваться каждой из них в отдельности, используя для этого и известный ход – создает иллюзию слегка наклоненной к зрителю столешницы. Однако натюрморт не становится простым перечислением предметов. Глубину пространства создает вертикаль справа – изображенная чуть в глубине ваза с ракушками и прием «обманки» – тушка камбалы соскальзывает со стола как будто за пределы картины, на зрителя. Введенная в контекст натюрморта верхняя часть ножки стола слева – еще одна черта натюрмортов Адриансена.

Единство, цельность композиции придает и общий тепло-коричневый тон фона. Этот ровный монохромный фон создает спокойную атмосферу и концентрирует внимание на самом главном – игре света и тени. Эта игра способствует ощущению пространства. Блеск капель и влажной поверхности даров моря играет важную роль в создании освещения: благодаря своей прозрачности вода ловит и отражает свет, как и чешуя рыбы. Изображая таким образом множество маленьких источников света, автор увеличивает яркость картины. Тени же в свою очередь округляют, смягчают очертания предметов.

И размеры продуктов, и их цвета в натюрмортах Адриансена, как правило, соответствуют природным. Изображая небольшое количество морских «жителей», художник ограничивает себя и в цветовой гамме, используя свой стандартный цветовой диапазон сине-серого, коричневого и белого с введением яркого красно-оранжевого.

Реалистическая манера А. Адриансена была оценена по достоинству современниками – и заказчиками, и художниками. Известно, что П. П. Рубенс имел в своей коллекции две его картины.

Находились его работы и в собрании П. П. Семенова-Тян-Шанского, собиравшего голландскую и фламандскую живопись в расчете на заполнение лакун эрмитажной коллекции. В 1910 году собрание поступило в Эрмитаж и до 1931 года находилось там. После революции отдельные работы «семеновской коллекции» были разбросаны по разным музеям, несколько картин было передано в Хабаровск. Так в нашем музее оказалась работа Александра Адриансена, одного из лучших фламандских мастеров натюрморта XVII века. Александр Адриансен

Алена Фролова, завсектором западноевропейского искусства


  • «Русский натюрморт 1920-х годов в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен