В коллекции прикладного искусства Дальневосточного художественного музея представлены предметы, которые, на первый взгляд, сложно назвать музейными. Это – фарфоровые фигурки диких и домашних животных. Еще не так давно подобные фигурки составляли часть интерьера многих семей, считались хорошим подарком, были объектом коллекционирования. борис воробьев

Традиционно при выпуске массовых произведений мелкой пластики и прикладного искусства имя автора не указывается, поэтому только истинные ценители знали имя автора этих скульптур. Им был Борис (Исай) Яковлевич Воробьев – мастер фарфора, станковой и монументальной скульптуры.

Б. Я. Воробьев родился в Томске в 1911 году. До 25 лет Борис Яковлевич и сам не представлял, что станет скульптором-анималистом и это станет делом всей его жизни. За свою юность он перепробовал множество профессий: был помощником каменщика, школьным учителем, воздушным гимнастом в цирке, служил на молочном заводе, учился в строительном техникуме. В 1932 году Воробьев поступил в Московский архитектурный институт. В 1935 году Борис Яковлевич принимает участие в выставке самодеятельных художников, где его работы отметили известные художники Василий Ватагин, Исаак Бродский. Именно Бродский посоветовал Воробьеву начать серьезно заниматься скульптурой. Такой же совет дал ему и один из крупнейших художников-анималистов Василий Ватагин. А это было очень важно. Ведь именно иллюстрации Ватагина к киплинговской «Книге джунглей» были одним из главных толчков, побудивших Воробьева заняться анималистической скульптурой. борис воробьев

Совет зрелого художника заставил молодого человека поверить в свое призвание. И в 1936 году Борис Воробьев из Москвы уезжает в Ленинград и поступает на скульптурный факультет Всероссийской Академии Художеств. Его учителями были скульпторы Василий Богатырев, Виктор Синайский. В это же время началась работа Б. Я. Воробьева на знаменитом Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Заканчивая Академию, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить непреложную традицию – выбрал в качестве скульптурного объекта не человека, а зверя.

Когда он решил, что темой его дипломной работы будет анималистика, то вспомнил такой случай: волчица, попавшая в капкан, чтобы выбраться, отгрызла свою ногу и ушла. Его дипломной работой стала вырезанная из дерева скульптура волчицы в капкане. Эта волчица произвела не только скандал на академическом экзамене, но и стала своеобразным пропуском анималистики в мир большого искусства. Событие стало знаковым в истории советского искусства: с тех пор доступ «зверю» на официальные, а в те годы единственно возможные для художника выставки, был открыт.

Образы животных, созданные Борисом Воробьевым всегда конкретны, индивидуальны и характерны. Но у них, во-первых, совсем не человеческий характер, а именно характер животного, проявляющийся в повадках и внешнем облике, а во-вторых, в них есть черты, как будто бы присущие только данной особи. Всегда создается впечатление, что Воробьев лепил не какого-то барсука или медведя вообще, но именно этого, конкретного, хорошо ему знакомого, живущего тут же, рядом, и, наверное, запросто приходившего к Воробьеву на сеансы. Многие его произведения кажутся портретными, хотя мы прекрасно понимаем, что он лепил не с натуры потревоженного тигра или шипящую пантеру. Но, создав их как индивидуализированные, будто бы знакомые автору образы, он тем самым и зрителей, приближает к этим зверям, сделав их и нашими знакомыми, заставив принять и полюбить их. Такова особенность манеры Воробьева, образная основа его творчества.

Б. Я. Воробьев был хорошо знаком с характерными особенностями разных животных, с их повадками и умело переводил свои наблюдения на язык пластики, делая фигуры естественными, живыми. Воробьевские звери удивительно жизненны и подвижны. Скульптор никогда не изображает просто животное – он всегда передает его состояние, раскрывает его «характер». В коллекции Дальневосточного художественного музея представлены, пожалуй, самые трогательные герои скульптур Бориса Воробьева – детеныши животных. Любопытный и игривый белый медвежонок отдыхающий после быстрого вольного бега белый жеребенок, внимательный и настороженный бельчонок, задумчивая обезьянка – своей наивностью и правдоподобием они пленяют и очаровывают зрителей.

Характер не только передан — он всегда предельно выражен. И, как это обычно в реалистическом искусстве, Воробьев не просто следует природе, а осмысляет ее, создавая нужный ему образ, идет для этого на усиление одних черт, отсечение других, видоизменяет натуру, где-то обобщает, где-то, наоборот, разрабатывает и выделяет деталь, чтобы сконцентрировать на ней внимание. Характерной особенностью скульптурного почерка Воробьева является внимание к ярким, наиболее существенным деталям и необычным оригинальным композиционным приемам, выявляющим звучание детали. В «Бегемоте» такой композиционно-образной доминантой является широко открытая пасть. борис воробьев

Сам художник так определял задачу своего творчества: «...свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее. Жители больших городов мало общаются с природой, многие из них постепенно становятся по отношению к ней «глухими и немыми». Мне хочется помочь таким людям научиться любить все живое, стать человечнее. Если образ созданного мною зверя вызывает хоть какое-либо чувство заинтересованности, любви к нему со стороны зрителя, я считаю свою задачу выполненной».

Константинова Марина, заведующий сектором современного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен