В 1994 году Дальневосточным художественным музеем была приобретена акварельная работа Роберта Рафаиловича Фалька «Берёзы». роберт фальк художник

Роберт Фальк — крайне необычный авангардист, уникум. В эпоху революционных изменений искусства в начале XX века ему удалось совместить в своем творчестве несовместимые эксперименты. В его картинах ценности радикальных авангардистов из общества «Бубновый валет» прекрасно уживались с приверженностью к классическому искусству, рождая миру удивительные, ни на что не похожие полотна — смелые и трогательные одновременно. роберт фальк художник

Роберт Фальк — настоящий гений места. Изучая его произведения, невольно отмечаешь, как ярко и по-своему в его творчестве звучат города и страны. Будто подсознательно художник искал и находил те места, которые могли бы позволить ему решить задуманные живописные задачи. И вот в его произведениях, как на карте мира, мы находим кубистически-объемные, монументальные и светлые крымские земли; импрессионистический Париж серебряного цвета; воздушный и сказочный, как плод фантазий, Самарканд и уютное домашнее Подмосковье.

Р.Р. Фальк - Автопортрет, 1917, ГТГ

Акварель «Берёзы» из коллекции ДВХМ была написана в 1947 году. Это период, когда художника притягивало Подмосковье — Абрамцево, Ховрино, Софрино, Загорск. Период, когда он приходит к пониманию русской природы и души, монументальной, лиричной, но в то же время печальной.

На исходе 30-х годов интерес художника к сложной живописи, передающей пространство, среду, привел Фалька к акварели, которая быстро стала самостоятельным видом творчества художника. Акварели Фалька более интуитивны и непосредственны, чем его масляные картины. Его вдова Ангелина Васильевна Щекин-Кротова, занимавшаяся сохранением и систематизацией наследия художника после его смерти, вспоминала: «В акварели Фальк давал себе отдых – он любил сравнивать работу маслом с романом, акварелью – с импровизацией в стихах. Акварели его часто – нежные «мимолетности". Но иногда и им свойственна вязкая густота цвета, он почти всегда уплотнял акварельные краски белилами».

В акварельных листах художника всегда есть большая цветовая сложность, добытая путем красочных смесей и сопоставлений, есть фальковская «погруженность», созерцательность, возвышенная гармоничность.

Свободный интуитивно-импровизационный характер акварели «передает» движение цвета и света с особой непосредственностью, обусловленной самой природой акварельной техники, ее размытостью, расплывчатостью цветового пятна.

Роберт Фальк был художником, не укладывающимся в рамки выпавшей ему эпохи: слишком тихий для эпохи авангарда, слишком «формалистский» для советского искусства. Как заметил искусствовед Дмитрий Сарабьянов, в исторической перспективе он «оставался одиноко стоящим, ни к кому не примыкавшим и не выражавшим ничьих групповых интересов»…

Главное фото: Р.Р. Фальк - Березы, 1947, ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен