Во время проведения выставки «Путь к шаману»(0+) в Дальневосточном художественном музее у наших посетителей часто возникают определённые вопросы, на которые мы попытаемся сейчас ответить. выставка путь к шаману

Первый из них – кто же такие шаманы?

У Н.Н. - Камлание

Чтобы понимать это, необходимо знать, в какой общественной среде они появились и во что верили. Общества с архаичным жизненным укладом, постигая мир, неизбежно начинали выстраивать картину мира, пытаясь сделать её наиболее полной, исходя из того опыта наблюдений за окружающим, который они имели. Здесь за неимением научного знания и отсутствия информации о мире, выходящем за рамки восприятия органов чувств, появляются мифологизированные модели мироздания, которые у всех древних обществ в силу универсального человеческого восприятия действительности и общих изначальных категорий (верх-низ, свет-тьма и т.п.) примерно одинаковы. Все отличия таких систем обусловлены особенностями местной флоры и фауны. Общие черты связаны с вышеизложенными факторами. Это всегда анимистическая модель мира, где Мир представляется Мировым древом, поделённым на три основных яруса, на которых живут всевозможные духи – хозяева всех явлений. Естественно, и человек наделяется душой, ведь человек – часть мироздания. И чтобы взаимодействовать, подчинять, контактировать со всевозможными духами – сущностями, находящимися за гранью обычного человеческого восприятия, и появились шаманы. выставка путь к шаману

Подытожим: шаманизм существует в пространстве анимистического миропредставления как способ взаимодействия с внешним миром в тех областях, которые невозможно понять и постичь рационально. То есть шаманизм – это способ взаимодействия с трансцендентным, хотя духи и мироздание в анимизме часто представлялись в соответствии с визуальным опытом сообщества. Образы духов заимствованы у природы и картин современного сообществам быта. А анимистическое миропредставление – не что иное, как одна из форм мифологического сознания.

Люди, имеющие предпосылки к тому чтобы стать шаманами, никогда не хотели себе такой судьбы, контакты с потусторонним могли негативно отражаться на психике, начало таких контактов ознаменовывалось схожей у всех народов «шаманской болезнью». Это делало кандидатов в шаманы слабо социализированными, а его занятия промысловой деятельностью (главным источником благосостояния у архаичных обществ) затруднялись из-за постоянных обрядов.

выставка путь к шаману

После этого возникает закономерный вопрос – что такое «шаманская болезнь»? И зачем же нужны были шаманы?

«Шаманская болезнь» – процесс переформатирования психики кандидата в шаманы, приводивший в результате к приобретению индивидом определённых свойств, позволяющих ему контактировать и взаимодействовать с духами.

Этот процесс всегда мучителен для человека. Во снах и наяву переживаются смерть и всевозможные мучения – будущие духи-помощники препарируют душу человека, переделывая её для того, чтобы личность будущего шамана вступила с ними в симбиотическую связь. Эта связь нужна для выполнения шаманом своих функций в обществе. Это прежде всего врачевание, ведь причиной болезней считалось похищение души больного. Злой дух утаскивал её на какую-либо сферу мироздания и там мог мучить и поглощать её. Задачей шамана было определение причины болезни, то есть определение того духа, который украл душу больного, от его классификации зависело место пленения на Мировом древе. В это место и отправлялся шаман со своими духами, чтобы отвоевать или выкупить душу у злого духа. Но были шаманы и более могущественные, чья сила не только лечила. Эти шаманы помогали душам мёртвых переселиться в загробный мир. Они тоже совершали путешествия, но не для того чтобы извлечь душу из плена злого духа и вернуть её в тело, а для того чтобы сопроводить её в загробный мир. Конечно, такие мероприятия считались рискованными, иногда даже смертельными для шаманов. Самый опасный ярус Мирового древа – конечно, нижний, мир мёртвых. Туда могли входить и возвращаться оттуда только самые сильные.

Есть ли настоящие шаманы сейчас?

На этот вопрос автор затрудняется ответить. Мы не встречали практикующих шаманов. Но если присмотреться к шаманским функциям, можно увидеть, что шаманы не лечили людей в современном понимании, они работали с человеческими душами. Подобным сейчас занимаются специалисты в области психоанализа. выставка путь к шаману

Однако след, оставляемый шаманами в культуре, виден и по сей день во многих образцах искусства разнообразных жанров. Отдельные элементы шаманизма прослеживаются благодаря всё ещё преобладающему мифологизированному общественному сознанию. Изначальная вера всего человечества в некие сущности, одушевляющие всё живое и неживое, деление Мира на три основных яруса, пронизанных Мировым древом, и перекликающиеся легенды о зарождении мира, его отдельных частей, вера в животное-прародителя и т.д. не просто связана с шаманскими культами, это их основа. Примеры, которые мы видим, – не обязательно прямолинейные трактовки путешествия в мир духов. Это прежде всего отражение художниками (в широком смысле слова) того бессознательного пласта психики, который рождает определённые образы, возникающие, возможно, у каждого человека с «тонко чувствующей душевной организацией».

К такого типа художникам можно отнести экспонентов выставки «Путь к шаману» Евгения Лапо, Александра Арсененко, Николая У и Елену Киле. Их работы вы можете увидеть на выставке до 7 ноября.

А.М. Ковальчук, ведущий специалист по народному искусству ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен