В Дальневосточном художественном музее продолжает свою работу выставка «Ура! Каникулы!» (0+). Одна из самых ярких работ на этой выставке — картина «Пионеры на отдыхе» Тараса Гурьевича Гапоненко, художника, бывшего приверженцем реалистических традиций русской живописи и убежденного сторонника социалистического реализма.

Тарас Гурьевич родился 5 марта 1906 года в бедной крестьянской семье в небольшой деревне Старая Заворонь Ельнинского уезда Смоленской губернии. Сегодня от этой деревни не осталось никакого напоминания, а территория, где она располагалась, поглощена густыми лесами. Рано оставшись без родителей, Тарас с восьми лет батрачил у зажиточных крестьян, был подпаском, поводырем у нищих-слепцов, рассыльным у помещика. С 1920 года он воспитывался в детском доме города Корчева Тверской губернии, где по собственной инициативе экстерном получил среднее образование за четыре с половиной года.

В 18 лет он поступает в Московский Высший художественно-технический институт на монументальное отделение живописного факультета. Среди его педагогов были крупные художники и графики: Н.М. Чернышев, К.Н. Истомин, В.А. Фаворский, П.В. Кузнецов. Проводя студенческие каникулы в родной Смоленской и ставшей для него родной Тверской областях, молодой художник свои первые произведения посвящает колхозной деревне.

С 1929 года Тарас Гапоненко вступил в Ассоциацию художников революции и становится постоянным участником выставок, проходивших в Советском Союзе и за рубежом. К 1930-м годам ведущим стилем в отечественном искусстве становится социалистический реализм, сутью которого являлось идеализированное изображение жизни советского человека. В качестве основного эмоционального ориентира были предложены исключительно позитивные трактовки. Оптимистическая тенденция имела под собой изначально веские жизненные основания: неподдельную веру народа в идеалы социализма, его героический энтузиазм, индустриальные преобразования и аграрные успехи.

Т.Г. Гапоненко — На обед к матерям. 1935. ГТГ

Его произведения отличаются особым лиризмом душевного настроения. Они гармонично сочетают в себе темы сельского труда и материнства. Всесоюзную славу и европейскую известность художнику принесла работа «На обед к матерям».

На картине изображено колхозное поле в период уборки хлеба. Грудных детей на телеге доставили в поле из яслей специально для того, чтобы матери могли покормить их, не отрываясь от своей работы. Живописец показал всю радость встречи: растопырив крошечные ручонки, маленький человечек рвется навстречу матери... спешит к нему и она… В 1937 году эта картина представляла советское искусство на международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже и была отмечена большой золотой медалью.

В коллекции Дальневосточного художественного музея есть работа Тараса Гурьевича Гапоненко «Пионеры на отдыхе», написанная в 1936 году. В яркий летний день ребята возвращаются в лагерь после купания в реке. У посетителей, чьи детство и юность прошли во времена СССР, эта картина вызывает ностальгические воспоминания. А более молодое поколение может почувствовать атмосферу и настроение летнего отдыха советских детей.

Создание пионерских лагерей для школьников во время каникул стало одним из главных достижений советского периода. Нигде в мире организованный детский отдых не был столь доступен и не получил такого размаха. Лагеря располагались в живописных природных местах. Большое внимание уделялось оздоровлению: медицинским обследованиям, зарядке, солнечным и воздушным ваннам, спортивным играм, купанию, тихому часу, строгому распорядку дня. Все это было направлено на то, чтобы дети возвращались к учебе отдохнувшими и окрепшими.

Неотъемлемой частью в работе пионерских лагерей было и идеологическое воспитание детей, формирование советского мировоззрения, чувства патриотизма. Проводились политзанятия, пионерские сборы, мероприятия, связанные с героическими событиями и личностями.

Гапоненко был мастером не только станковой живописи. Его интерес к монументальному искусству выразился в теоретических исследованиях (в 1931 году он издал книгу «Монументальная живопись в ее прошлом и настоящем») и на практике им были выполнены росписи клуба «Пролетарий» в Москве (1930). В составе коллектива художников он работал и над созданием панно «Знатные люди Страны Советов» для Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

Во время Великой Отечественной войны Гапоненко часто выезжал на фронт, где делал зарисовки и этюды, на основе которых были созданы живописные графические произведения и цикл «Фронтовые зарисовки». В 1947 году художник был удостоен Сталинской премии 2-й степени.

С 1952 года Гапоненко занимался педагогической работой, преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. В конце 1950-х и в начале 1960-х годов он был членом Государственной экзаменационной комиссии Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Был членом редколлегии журнала «Художник» со дня его основания (1958) до конца своей жизни.

В 1950-1970-х годах писал пейзажи, натюрморты, возвращался к ранним идеям больших живописных полотен.

Тарас Гурьевич Гапоненко (1906 — 1993 гг.)

Примечательно, что семья Тараса Гурьевича также была приобщена к искусству. Его жена Эрна Иоганновна Гапоненко (урождённая Арнгольд), тоже была художником. В настоящее время её картины хранятся во многих музеях мира, в том числе в странах Средней Азии. Сын, Алексей Тарасович Гапоненко, также стал художником. Выпускник МГХИ имени В.И. Сурикова, он, как и отец, был разноплановым художником: занимался и пейзажем, и натюрмортом, и жанровой живописью, и портретом.

Государство высоко оценило заслуги Тараса Гурьевича Гапоненко. Он был удостоен званий лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, народного художника СССР.

Сегодня его работы хранятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Музее Русского Искусства в Киеве, Национальном Художественном Музее Республики Беларусь, Центральном Музее Российской Армии.

Е.А. Боброва, специалист ДВХМ

В ТЕМУ:
Произведения живописи и скульптуры на тему лета и детства в Дальневосточном художественном музее

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен