Народное искусство Приамурья традиционно делится на два основных типа, мужское и женское. В коллекции Дальневосточного художественного музея образцов женского больше, так как любое декоративно-прикладное ремесло требует усидчивости и времени. Мужчины же в обществе с присваивающим типом хозяйствования обязаны заниматься промыслами, предусматривающими постоянное движение в пространстве.

Однако необходимость обеспечивать себя всевозможным инструментом для охоты и рыбалки в сочетании с анимистическими верованиями, наделявшими орнаменты сакральными значениями, на протяжении многих веков давали благодатную почву для совершенствования таких жанров, как художественная обработка металла, резьба по дереву и кости. Таким образом, мужчины приамурских этносов тоже создавали произведения народного искусства, а с приходом нового жизненного уклада некоторые его жанры ещё и получили стимул к развитию. 

Так, например, искусство резьбы по дереву с появлением нового инструментария открыло для мастеров дополнительные возможности в создании форм и методов декорирования. Но когда мы говорим о народном искусстве, следует помнить, что истоки его почти всегда находятся в обрядово-бытовой сфере, и с приходом цивилизационных благ эта сфера неизбежно претерпевает изменения, в процессе которых её основы (обрядовая и бытовая) утрачиваются.

Так, практика медвежьих обрядов, распространённых по всему Приамурью и о. Сахалин, «канула в лету», а вместе с ней и необходимость изготовления ритуальной посуды и столовых приборов, предназначенных для кормления и поедания этого животного (рис.1).

(рис.1) Ковш деревянный с резьбой ныхр. XIX в.

Однако в современных образцах резьбы по дереву мы видим искусно вырезанные орнаментированные ложки и блюда (рис.2, рис.3). Пусть эта посуда и не применялась по назначению, но в композиции её декора можно увидеть намёки, отсылающие нас к древнему ритуалу, в процессе которого медведя приковывали цепями к столбам. Это видно в пластике форм, когда мастер-резчик лаконично изображает на ложке или сосуде медведя или его голову, это угадывается в старинном искусстве вырезывания цепей из цельного куска дерева на тех же ложках. Данный приём вышел из создания обрядовой скульптуры, когда антропоморфные и зооморфные схематичные воплощения болезней суставов маркировались на круглой скульптуре в виде цепных сочленений конечностей (рис.4).

Статуэтки, изображающие духов природы, болезней и других явлений, окружающих человека (в коллекции ДВХМ множество таких экспонатов), являются как действительно обрядовой скульптурой, в магическую силу которой верили, так и современной, созданной в эстетических целях и часто — по заказу музея, интерпретацией мотивов обрядовой атрибутики. Образы этих изделий, конечно же, взяты из шаманской мифологии приамурских народов и часто повторяют канонические изображения духов, какими их изготавливали предки современных мастеров (рис.5).

(рис.5) У Николай. Сэвэн от болезней суставов. 2006

Помимо обрядов, неотделимых от промыслов, следует учитывать и простые бытовые моменты, мотивы которых интегрировались в декор резных изделий. Такой мотив, как плетение рыболовных сетей, часто переносился как в рельефную, так и плоскостную резьбу по дереву и кости (рис.6, рис.7). И сейчас подобные переплетения линий любимы современными мастерами, встречаются они почти на всех деревянных изделиях, украшенных орнаментом (рис.8). Перенятая у соседей манера есть палочками также нашла оригинальное воплощение в резьбе по дереву и дополнилась как резной орнаментикой, так и уже упомянутым вырезыванием цепей, соединяющих палочки, но уже в миниатюрной форме (рис.9).

Обладали приамурские аборигены и методами ковки и литья металлов. Металл — материал магический, в обществах с первобытным укладом он имел особое значение. Так, металлическая атрибутика у шамана показывала его большую силу и способность сопровождать души умерших в Нижний мир, самое опасное для шаманов место, а звон металлических подвесок во время камланий отгонял злых духов (главное фото). Со временем этот способ защиты от сущностей был перемещён на праздничную и ритуальную одежду простых людей. Но вместо массивных дисков и конусов в таких случаях стали использовать небольшие нахалатные подвески, которыми и сейчас украшаются праздничные национальные халаты, с элементами спирально-ленточного орнамента (рис.10, рис.11). Стальная иголка в каждой семье была большой ценностью, её поломка или утрата сулили большую беду. А копья, которыми убили медведя, в руках родовых старейшин обладали силой, способной отгонять злых духов. Копьями с наконечниками, орнаментированными в технике инкрустации цветными металлами, снабжались невесты для ритуального перехода из родительского дома в дом жениха (рис.13).

Конечно, блага цивилизации предоставляют возможность не делать простые бытовые вещи и промысловый инвентарь, а просто покупать их. Вместе с данной тенденцией утрачивается искусство по их изготовлению, именно поэтому сейчас так важно поддерживать мастеров, которые, несмотря на отсутствие бытовой и обрядовой необходимости, всё так же изготавливать образцы ДПИ, продолжающие многовековые традиции, связанные с миропредставлениями и жизненной философией народа. А примерами для вдохновения им могут служить экспонаты Дальневосточного художественного музея.

А.М. Ковальчук, специалист по народному искусству ДВХМ

В ТЕМУ:
Маньчжурский воротник для невесты из фондов ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен