В коллекции фламандской живописи XVII века Дальневосточного художественного музея хранится живописная работа «Аполлон и Марсий», написанная в мастерской великого фламандского мастера Питера Пауля Рубенса. аполлон и марсий

Сатир Марсий нашел в лесу флейту и научился на ней играть так талантливо, что вызвал на музыкальное состязание самого бога искусств – Аполлона. Сначала заиграл Марсий. Его мелодия «походила на песню пастухов, которая рассказывала о просторе и вольной жизни, о красоте полей и лесов». Музыка Аполлона, взявшего кифару, «заставляла весь мир замереть и покориться великим чарам искусства. Вся природа словно затаила дыхание». Конечно, победил бог искусств, но мало ему было победы, он решил наказать Марсия за дерзость. Аполлон привязал сатира к дереву и содрал с него шкуру.

Именно этот, самый трагический момент мифа, запечатлен на картине. Все пространство занимают две фигуры. На фоне серого, наполненного влагой неба, стоит юноша. Он атлетического сложения, с пышными рыжеватыми волосами, с прекрасными чертами лица и белоснежной кожей – Аполлон, бог Солнца, бог искусства, обладал совершенной красотой. Розовая накидка, слегка прикрывающая его обнаженное тело, развевается за спиной, подобно крыльям. У ног Аполлона – один из атрибутов этого бога, лира (в мифе говорится о ее разновидности – кифаре).

Аполлон разрезает и сдирает кожу второго героя – сатира Марсия, изображенного на фоне темного леса, привязанным к мрачному коричневому дереву. Своим уродливым видом Марсий противопоставлен божественной красоте Аполлона. Хотя фигура его также атлетически сложена и мускулиста, смуглая кожа, круглое курносое лицо, лысина, открывающая круглую голову, создают тип простолюдина. Так изображаются низшие божества. Его козлиные ноги, рожки и ослиные уши – атрибуты сатира, духа природы, духа леса. У ног Марсия – флейта Пана, состоящая из набора дудочек разной длины, а также брошенная серая шкура. аполлон и марсий

И выбор драматического сюжета, и его экспрессивное толкование, и изображение героев в динамике, в сложных разворотах характерны для барокко. Этот стиль, наполненный страстями, построенный на безостановочном движении и напряженном драматизме, Рубенс наделил истинно фламандским идеалом – физической красотой героев, полной мощи, энергии и жизненной силы.

Неудивительно, что запечатлевая наполненный трагизмом момент античного мифа, ученик великого фламандца толкует его как оду красоте человеческого тела. Сюжетный конфликт в картине воплощен разными способами: и разделением фона по диагонали на два мира, и противопоставлением светлой фигуры Аполлона и смуглой – Марсия, и их противоположным эмоциональным состоянием. В левой части композиции, серо-голубой, небесной – в мире богов находится божественно спокойный и невозмутимый Аполлон. Справа – мир земной, лес, в котором умирает извивающийся от боли один из его духов, сатир Марсий.

Для усиления драматического конфликта автор использует и принцип инверсии – поворота фигур вокруг оси (одна фигура показана лицом, другая со спины), который у самого Рубенса встречается, например, в «Союзе Земли и Воды». Фигуры Аполлона и Марсия словно зеркально отражают друг друга, их ноги, крепко опирающиеся на землю, образуют треугольник – самую устойчивую из геометрических фигур. Руки их воздеты настолько грациозно, что напоминают танцевальные движения. аполлон и марсий

Автор ориентируется на приемы, которые Рубенс применял в античных композициях: строит композицию на принципах симметрии и равновесия форм, стремится передавать почти физическую осязаемость обнаженных тел, придает драматической композиции декоративный характер, превращая ее в «гимн красоте», стремясь доставить зрителю наслаждение красотой линий и форм.

Демонстрирует работа и знание ее автором живописной манеры Рубенса. Широкие, мощные мазки заставляют трепетать живописную поверхность, в них чувствуется свободное и стремительное движение руки, так подходящее для воплощения барочной экспрессии.

Работа «Аполлон и Марсий» была написана на дереве, но в 1820 году была переложена на холст. Невооруженным глазом виден вертикальный след от соединения деревянных досок. В 1931 году она поступила в музей из Государственного Эрмитажа и заняла достойное место в ряду выдающихся полотен европейского искусства.

Фролова А. А., завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • «Акид и Галатея» из собрания Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен